Постановление администрации муниципального образования Узловский район от 30.07.2013 N 873 "Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования Узловский район"



ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЗЛОВСКИЙ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. № 873

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЗЛОВСКИЙ РАЙОН

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", на основании статей 30, 32 Устава муниципального образования Узловский район администрация муниципального образования Узловский район постановляет:
1. Утвердить Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования Узловский район (приложение).
2. Муниципальному учреждению "Центр гражданской обороны и защиты населения муниципального образования Узловский район":
2.1. Спланировать мероприятия по организации и проведению аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях в Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования Узловский район.
2.2. Подготовить комплект формализованных документов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Узловский район по организации и проведению аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.
3. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций, имеющих на подведомственных территориях потенциально опасные объекты и производства:
3.1. Спланировать мероприятия по организации и проведению аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях в Планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организаций.
3.2. Организовать с должностными лицами организаций, назначенными на должность председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и уполномоченными на решение задач в области защиты персонала от чрезвычайных ситуаций, изучение Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования Узловский район.
4. Признать утратившим силу Постановление администрации муниципального образования Узловский район от 26 августа 2005 года № 915 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях в муниципальном образовании Узловский район".
5. Отделу по информационному обеспечению администрации муниципального образования Узловский район (Шалимов Д.Н.) разместить Постановление на официальном сайте муниципального образования Узловский район www.uzlovaya.tulobl.ru.
6. Главному инспектору по связям с общественностью администрации муниципального образования Узловский район Прониной М.Э. опубликовать информацию о принятом Постановлении и месте его размещения для ознакомления в газете "Знамя. Узловский район".
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования Узловский район Сорокина А.В.
8. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Глава администрации
муниципального образования
Узловский район
А.А.БЕРЕЗИН





Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Узловский район
от 30.07.2013 № 873

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗЛОВСКИЙ РАЙОН

I. Общие положения

1. Аварийно-спасательные работы (далее по тексту - АСР) на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
АСР включают в себя следующие этапы:
1.1. рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение АСР;
1.2. проведение поисковых работ по обнаружению пораженных людей, оказание первой помощи пострадавшим и вывод (вынос) их в безопасное место;
1.3. выдвижение и ввод на объект (территорию) сил и средств местного звена муниципального образования Узловский район территориальной подсистемы Тульской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимых для выполнения работ;
1.4. проведение АСР;
1.5. вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.

II. Организация и проведение АСР

2. Подготовка к проведению работ на объекте (территории).
2.1. АСР проводятся силами и средствами местного звена муниципального образования Узловский район территориальной подсистемы Тульской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - местное звено РСЧС). При необходимости по решению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Узловский район (далее по тексту - комиссия по ЧС и ОПБ администрации муниципального образования Узловский район) могут привлекаться внештатные аварийно-спасательные формирования, другие силы и средства предприятий, организаций и учреждений (далее по тексту - организации) независимо от форм собственности, расположенных на территории муниципального образования Узловский район (далее по тексту - муниципальное образование).
При недостаточности сил и средств по решению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Тульской области к АСР привлекаются поисково-спасательные и другие формирования Тульской области и сопредельных муниципальных образований.
2.2. До ввода сил и средств местного звена РСЧС на объект (территорию) на них должна быть проведена комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка. При отсутствии времени или необходимости проведения экстренных спасательных работ поисково-спасательные работы проводятся одновременно с разведкой.
2.3. После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения АСР, необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители АСР, а при необходимости и руководители аварийно-спасательных подразделений.
2.4. Разведка должна проводиться непрерывно, в том числе и после рекогносцировки, а также для уточнения сложившейся обстановки.

III. Проведение аварийно-спасательных работ

3. Руководство АСР.
3.1. Общее руководство организацией и проведением АСР на объекте (территории) осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта экономики (муниципального образования).
3.2. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2.1. Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
3.2.2. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.2.3. Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами правительства Тульской области, органов местного самоуправления Узловского района и организаций.
3.2.4. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
3.2.4.1. Проведения эвакуационных мероприятий.
3.2.4.2. Остановке деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
3.2.4.3. Проведения аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
3.2.4.4. Ограничения доступа людей в зону чрезвычайной ситуации.
3.2.4.5. Разбронирования в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва.
3.2.4.6. Использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
3.2.4.7. Привлечения к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ.
3.2.4.8. Привлечения на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ.
3.2.4.9. Принятия других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими, в случае крайней необходимости, решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
3.3. Общее руководство АСР осуществляется с оборудованных пунктов управления, оснащенных средствами связи, автоматизации и другими техническими средствами. Для этого могут использоваться как подвижные пункты управления, так и специально создаваемые стационарные пункты управления, расположенные вблизи или в районе ЧС, в зоне воздействия поражающих факторов, в приспособленных для этого помещениях. Для управления ликвидацией последствий муниципальных (местных) и локальных (объектовых) ЧС на территории муниципального образования используется подвижной пункт управления главы администрации муниципального образования Узловский район с оперативной группой, создаваемой комиссией по ЧС и ОПБ администрации муниципального образования Узловский район.
3.4. Руководитель АСР обязан:
3.4.1. Произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения аварийно-спасательных работ.
3.4.2. Поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач.
3.4.3. Непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСР, принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку по объектам работ.
3.4.4. Создавать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, их питание и отдых.
3.4.5. Назначить ответственного работника за соблюдение мер безопасности.
3.4.6. Организовать пункты сбора пострадавшего населения и медицинской помощи.
3.4.7. По окончании работ заслушать руководителей подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках.
3.4.8. Определить порядок убытия из района ЧС подразделений, участвовавших в проведении АСР, и взаимодействующих служб.
3.5. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
3.5.1. Динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств.
3.5.2. Требуемое количество сил и средств для ведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества.
3.5.3. Необходимость привлечения специальных служб и средств.
3.5.4. Уровень подготовки спасателей и материально-техническое обеспечение АСР.
3.6. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав, кому, куда и как производить перегруппировку.

IV. Разведка

4. Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:
4.1. Характер обстановки на участках (объектах) работ, степень разрушения зданий и сооружений, характер и высоту завалов.
4.2. Места нахождения и возможное количество пораженных, наиболее вероятный характер поражения людей, приемы и способы их спасания.
4.3. Место нахождения источников заражения (загрязнения, пожаров).
4.4. Необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ.
4.5. Состав и численность спасательных групп.
4.6. Безопасные места сбора пораженных и способы их эвакуации.
4.7. Наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, задымления, обрушения конструкций, истечения аварийно химически опасных веществ (далее по тексту - АХОВ), наличие электросетей под высоким напряжением.
4.8. Наличие и возможность использования для проведения работ искусственных водоемов, расположенных в районе АСР.
4.9. Состояние подъездных путей, объемы и характер работ по их расчистке и подготовке подходов к объекту работ.
4.10. Характер местности, состояние погоды, гидрометеоусловия на период проведения работ и их влияние на ведение АСР.
4.11. Время, прошедшее с момента ЧС, и ожидаемое в связи с этим состояние пораженных в завалах.
4.12. Время, которым располагают поисково-спасательные подразделения на проведение АСР.
4.13. Вид опасных факторов чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.
4.14. Используя результаты разведки, руководитель АСР на основе анализа обстановки делает выводы:
4.14.1. О характере и объеме возможных АСР, необходимых для этого силах и средствах.
4.14.2. О наиболее оптимальной последовательности проведения АСР.
4.14.3. Об ожидаемой потребности в медицинских силах и средствах для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и личному составу подразделений, участвующих в АСР.
4.14.4. О характере поражения пораженных и приемах оказания им первой помощи.
4.14.5. Об особенностях обеспечения АСР.
4.14.6. О первоочередных мероприятиях, которые необходимо провести для начала работ в кратчайшие сроки.
4.14.7. О распределении имеющейся техники и подразделений по объектам работ.
4.14.8. О необходимых мерах безопасности при проведении АСР.
4.14.9. О способах осуществления наблюдения за потенциально опасными объектами.
4.15. На основе выводов из анализа обстановки, заслушав предложения членов комиссии по ЧС и ОПБ муниципального образования Узловский район, руководитель АСР принимает решение на их ведение, в котором определяются:
4.15.1. Краткие выводы из оценки обстановки.
4.15.2. Объекты и виды работ, где необходимо сосредоточить основные усилия для выполнения АСР в кратчайшие сроки с наименьшими потерями.
4.15.3. Меры безопасности при их проведении и меры защиты личного состава, ведущего АСР, от вторичных источников поражения, а также первоочередные меры по спасанию и эвакуации пораженных.
4.15.4. Участки (секторы) работ и их руководители, выделяемые силы и средства.
4.15.5. Способы обеспечения АСР и ответственные за их выполнение.
4.15.6. Задачи подчиненным, аварийно-спасательным службам и подразделениям.
4.16. По выводам и оценке обстановки принимается решение председателя комиссии по ЧС и ОПБ муниципального образования в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.
4.17. На основе решения разрабатывается оперативный план ликвидации ЧС в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.
4.18. При составлении оперативных планов ликвидации ЧС используются планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера муниципального образования Узловский район и организаций.
4.19. Комиссия по ЧС и ОПБ муниципального образования (организации), осуществляющая организацию и ведение АСР:
4.19.1. Постоянно проводит сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывая главе и председателю комиссии по ЧС и ОПБ администрации муниципального образования Узловский район расчеты, выводы и предложения.
4.19.2. Осуществляет оценку объема и характера АСР, ведет учет их выполнения.
4.19.3. Вносит уточнения в разработанные планы и доводит задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления.
4.19.4. Контролирует выполнение поставленных задач.
4.19.5. Обеспечивает повседневную деятельность главы администрации муниципального образования Узловский район по организации и руководству проводимыми работами.
4.19.6. Готовит необходимые данные и расчеты для уточнения им решения или принятие нового.
4.19.7. Готовит и представляет комиссии по ЧС и ОПБ администрации муниципального образования Узловский район через муниципальное учреждение "Центр гражданской обороны и защиты населения муниципального образования Узловский район" донесения и итоговый доклад о ликвидации ЧС и ее последствий в соответствии с "Табелем срочных донесений МЧС России".

V. Технология АСР

5. Технологические приемы и способы ведения АСР зависят от состояния объекта (территории), подвергшихся разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших, наличия сил и средств, техники и оборудования:
5.1. Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. Руководителям участков (секторов) разрабатываются и выдаются задания на ведение АСР.
5.2. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасание.
5.3. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
5.3.1. Информации очевидцев, непосредственных свидетелей.
5.3.2. Сплошного визуального обследования участка поисково-спасательных работ.
5.3.3. Специально подготовленных поисковых собак.
5.3.4. Специальных поисковых приборов и инструмента ("Поиск","Пеленг-1", акустических приборов, ночных пассивных очков 1ПН63, вибрафонов типа ASB).
5.3.5. Простукивания и прослушивания завалов (при этом используются списки работников объекта экономики, жильцов домов, проживающих в здании, на территории).
5.3.6. Данных опроса пострадавших в пунктах сбора, медицинских лечебных учреждениях, местах посадки эвакуируемых на транспорт и т.д.
5.4. Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
5.5. Как правило, на одном участке спасательные работы проводятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
5.6. Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
5.7. Для подъема и перемещения конструкций используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
5.8. По возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
5.9. Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров и газовоздушной смеси, истечения АХОВ и распространения зараженного воздуха.

VI. Особенности ведения АСР в различных условиях обстановки

6.1. При массовых разрушениях жилых зданий, объектов и сооружений:
6.1.1. Для ликвидации ЧС, возникающих при землетрясениях, взрывах, ураганах, смерчах, обвалах и других источников, вызывающих массовые разрушения, привлекаются соединения и воинские части войск ГО РФ и внештатные аварийно-спасательные формирования ГО, инженерные, химические и другие воинские части МО РФ, подразделения и части МВД РФ, а также специализированные формирования министерств и ведомств РФ, добровольные аварийно-спасательные формирования.
6.1.2. Наряду с выполнением АСР проводятся дополнительно следующие мероприятия:
6.1.2.1. Временное отселение из пострадавших районов населения.
6.1.2.2. Организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима.
6.1.2.3. Проведение необходимых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
6.1.2.4. Размещение пострадавшего населения в палатках и приспособленных помещениях, организация питания, обеспечение предметами первой необходимости и минимально необходимым коммунально-бытовым обслуживанием.
6.1.2.5. Организация учета и распределения поступающей материальной помощи.
6.1.2.6. Организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещения пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.
6.1.2.7. Организация отключения электрических и газовых сетей.
6.1.3. Для организации непрерывного управления силами РСЧС при проведении АСР в условиях массовых разрушений район ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты экономики, социального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие). Определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия сил РСЧС. На комендантов участков помимо указанных выше задач возлагается: учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого населения), организация учета, сбора и хранения материальных ценностей, а также доведение до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.
6.2. В условиях радиоактивного загрязнения:
6.2.1. При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.
6.2.2. Для ликвидации последствий аварий при транспортировке радиоактивных веществ на территории муниципального образования привлекается аварийно-технический центр Министерства РФ по атомной энергии - Российский Федеральный ядерный центр - ВНИИ экспериментальной физики (г. Саратов Нижегородской области), который является основным организатором работ и аварийно-спасательным подразделением, осуществляющим специальное техническое обеспечение АСР.
6.2.3. Для сбора и захоронения радиоактивных отходов и остатков радиоактивных материалов привлекаются 996-й спасательный центр МЧС России (пос. Кураково) и специальные химические подразделения частей и соединений МО РФ.
6.2.4. Основными мероприятиями по защите населения при этом являются:
6.2.4.1. Оповещение об опасности.
6.2.4.2. Укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях.
6.2.4.3. Применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики.
6.2.4.4. Эвакуация населения из зон опасности.
6.2.4.5. Оказание медицинской и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения.
6.2.4.6. Ведение радиационной разведки, организация дозиметрического контроля облучения людей и заражения объектов.
6.2.4.7. Защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных.
6.2.4.8. Охрана общественного порядка в районе ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию.
6.2.4.9. Дезактивация дорог, территории, сооружений и техники.
6.2.4.10. Санитарная обработка людей.
6.2.4.11. Сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.
6.2.5. Радиационная разведка ведется наземными и воздушными средствами, для этого привлекаются: Тульская областная ПСС, органы Госсанэпиднадзора, разведывательные подразделения, 996-й спасательный центр МЧС России, внештатные аварийно-спасательные формирования ГО, химических и других войск Московского военного округа МО РФ.
6.2.6. Для проведения работ по дезактивации привлекаются силы местного звена РСЧС и организаций, 996-й спасательный центр МЧС России. Дезактивация территорий и сооружений проводится в районах АСР и местах проживания населения. Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводятся на пунктах специальной обработки, которые размещаются на внешних границах зон загрязнения.
6.2.7. Сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и предметов производятся подразделениями и воинскими частями химической защиты МО РФ.
6.3. В условиях химического заражения:
6.3.1 Организация и ведение АСР заключается в проведении:
6.3.1.1. Поисково-спасательных работ на зараженной территории.
6.3.1.2. Поиска и выноса пораженных, оказания им первой помощи, эвакуации в лечебные учреждения.
6.3.2. Ликвидация последствий химического заражения заключается в проведении дегазации территорий, сооружений, техники и санитарной обработке людей.
6.3.3. К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные газоспасательные отряды объектов экономики, Тульская областная поисково-спасательная служба, органы Госсанэпиднадзора, пожарные и медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск МО РФ и 996-й спасательный центр МЧС России. При необходимости привлекаются силы и средства местного звена РСЧС, определяемые постановлением главы администрации муниципального образования.
6.3.4. Основными задачами этих сил являются:
6.3.4.1. Разведка очага заражения.
6.3.4.2. Организация эвакуации населения.
6.3.4.3. Проведение АСР.
6.3.4.4. Оказание помощи пострадавшим.
6.3.4.5. Локализация аварий.
6.3.4.6. Дегазация зоны химического заражения.
6.3.4.7. Санитарная обработка пораженных.
6.3.5. При разведке определяются дополнительно:
6.3.5.1. Тип аварийно химически опасного вещества (АХОВ), устанавливаются и обозначаются границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха.
6.3.5.2. Пути подхода к объектам работ, места нахождения пораженных.
6.3.5.3. Характер повреждения на коммунально-энергетических сетях.
6.3.5.4. Способы и средства прекращения утечки АХОВ, возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения.
6.3.6. Для локализации аварий производится:
6.3.6.1. Перекрытие источника истечения АХОВ.
6.3.6.2. Перепуск его в запасные герметические емкости и обвалованные местности вокруг разлившегося химического вещества.
6.3.6.3. Установка водоразбрызгивателей и распылителей для создания водных завес, снижающих концентрацию АХОВ в воздухе и уменьшающих скорость испарения.
6.3.6.4. Установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АСР.
6.4. При локализации места разлива ртути:
6.4.1. В состав комиссии по ЧС и ОПБ муниципального образования (организации) включаются дополнительно представители органов здравоохранения, органов Госсанэпиднадзора, образования, средств массовой информации (СМИ), организации и учреждения, имеющие лаборатории и средства для демеркуризации.
6.4.2. Первоочередными мероприятиями в этом случае являются:
6.4.2.1. Установление границ очага заражения, уровень загрязнения помещений.
6.4.2.2. Удаление персонала (учащихся, студентов и т.д.) из зараженного помещения.
6.4.2.3. Предварительная оценка последствий заражения для здоровья населения, в т.ч. детей.
6.4.2.4. Организация медицинского обследования групп населения (при необходимости).
6.4.2.5. Определение необходимого объема мероприятий по демеркуризации очага загрязнения.
6.4.2.6. Установление безопасных режимов работы персонала, занятого при демеркуризации.
6.4.2.7. Оценка эффективности и достаточности проведенных работ при демеркуризации очага загрязнения.
6.4.3. В оперативный план ликвидации ЧС включаются следующие мероприятия:
6.4.3.1. Сбор совками, вакуумными отсосами или грушей разлитой ртути; пометка места разлива ртути помещения, коридоров слоем увлажненных древесных опилок.
6.4.3.2. Удаление временных перегородок; вынос мебели и ее промывка щетками с горячим мыльно-содовым раствором.
6.4.3.3. Сушка мебели на открытом воздухе в течение 1,5 - 2 суток.
6.4.3.4. Удаление древесных опилок и мытье полов.
6.4.3.5. Мытье панелей аналогично мебели.
6.4.3.6. Химическая демеркуризация места разлива ртути 0,2-процентным водным раствором перманганата калия, подкисленного соляной кислотой, или 20-процентным раствором хлорного железа, 5 - 10-процентным раствором сернистого натрия с применением распыления раствора.
6.4.3.7. Контроль зараженности воздуха.
6.4.3.8. Прожигание газовыми горелками, принудительная вентиляция горячим воздухом подпольного пространства.
6.5. В условиях затопления:
6.5.1. Проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
6.5.2. В АСР включают:
6.5.2.1. Ведение разведки и наблюдения за изменением обстановки.
6.5.2.2. Эвакуацию населения из зоны затопления.
6.5.2.3. Розыск и эвакуацию пораженных, оказание им медицинской помощи.
6.5.2.4. Эвакуацию сельскохозяйственных животных из зон затопления.
6.5.2.5. Локализацию и ликвидацию аварий на объектах экономики, безаварийную остановку производств, а также на энерго-, газо-, водо- и коммунальных сетях и сетях связи.
6.5.2.6. Проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
6.5.2.7. Медицинское обеспечение пострадавших.
6.5.2.8. Обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, топливом, финансами, коммунальными услугами.
6.5.2.9. Размещение пострадавших в жилых и нежилых помещениях и их всестороннее обеспечение.
6.5.3. Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются: аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), Тульская поисково-спасательная служба, ПСС, подразделения 996-го спасательного центра МЧС России, подразделения (формирования) добровольных спасателей, силы и средства местного звена РСЧС, определяемые постановлением главы администрации муниципального образования.
6.6. В условиях массовых пожаров:
6.6.1. При ведении разведки устанавливаются:
6.6.1.1. Вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, скорость и направление распространения огня и дыма, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы жилым домам.
6.6.1.2. Участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара.
6.6.1.3. Возможные препятствия, способствующие распространению огня и выгодные для организации защиты (дороги, реки и др.).
6.6.1.4. Местонахождение и состояние водоемов, возможность их использования.
6.6.1.5. Маршруты выхода и способы спасания людей, оказавшихся в зоне пожара.
6.6.2. Работы по тушению пожара включают:
6.6.2.1. Локализацию (ограничение) распространения огня.
6.6.2.2. Обеспечение возможности ликвидации пожара.
6.6.3. Основными мероприятиями при ведении АСР являются:
6.6.3.1. Поиск и эвакуация пораженных, оказание им первой помощи.
6.6.3.2. Эвакуация населения из поврежденных зданий, зон возможного распространения огня и их размещение в подготовленных помещениях.
6.6.3.3. Обязательная проверка всех задымленных помещений и поиск пораженных.
6.6.3.4. Вывоз материальных ценностей и имущества, организация их учета и охраны.
6.6.3.5. Устройство противопожарных разрывов, снос малоценных и ветхих деревянных строений, создание негорючих участков методом взрывов.
6.6.3.6. Эвакуация населения из зоны пожаров личным транспортом, автоколоннами и пешим порядком.
6.6.3.7. Ликвидация пожара (прекращение горения).
6.6.4. Основные задачи по ликвидации массовых пожаров выполняют пожарные формирования (подразделения, части), военизированные формирования химически опасных объектов, ведомственные пожарные команды.
6.7. Особенности действий в условиях эпидемий.
6.7.1. При возникновении эпидемий проводятся:
6.7.1.1. Экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации эпидемий.
6.7.1.2. Определение вида возбудителя болезни, границы обсервации, карантина, зоны эпидемии.
6.7.1.3. Выявление среди населения, изоляция и госпитализация больных.
6.7.1.4. Введение противоэпидемического режима.
6.7.1.5. Санитарная обработка людей.
6.7.2. Проведение разведки в очаге обнаружения особо опасных инфекций осуществляется силами центров санэпиднадзора и ветеринарной службы, а также с привлечением санитарно-противоэпидемических бригад и отрядов быстрого реагирования.
6.7.3. Работы в зонах эпидемий выполняют медицинские учреждения в тесном взаимодействии с медицинским силами, оказавшимися в очаге, в том числе с санитарно-эпидемическими станциями, ветеринарными лабораториями, подвижными противоэпидемическими отрядами.
6.7.4. Для ликвидации последствий особо опасных инфекций привлекаются:
6.7.4.1. Постоянно действующая противоэпидемическая и противоэпизоотическая комиссия и комиссия по ЧС и ОПБ администрации муниципального образования Узловский район.
6.7.4.2. Оперативные группы комиссия по ЧС и ОПБ администрации муниципального образования Узловский район, учреждений здравоохранения, комитета экономического развития и предпринимательства администрации МО Узловский район.
6.7.4.3. Лаборатории СНЛК, звенья санитарно-эпидемической и бактериологической разведки.
6.7.4.4. Инфекционная больница.
6.7.4.5. Аптечные автолетучки, подвижные пункты продовольственного снабжения, автотранспорт подвоза товаров первой необходимости и продовольствия для обеспечения населения в зоне карантина.
6.7.5. Порядок проведения работ и привлечения сил и средств устанавливается главой администрации муниципального образования Узловский район или губернатором Тульской области, решением которого устанавливается карантин на определенной территории до установления вида возбудителя ООИ, а в прилегающих зонах вводится режим обсервации.
6.7.6. Комиссия по ЧС и ОПБ организует выполнение принятого решения.
6.7.7. До установления возбудителя в зоне карантина осуществляется комплекс административно-хозяйственных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию вспышки ООИ:
6.7.7.1. Активное выявление больных и подозрительных на заболевание, их изоляция и госпитализация в ЛПУ, перепрофилированные под стационары, а также в инфекционные лечебные учреждения, дополнительно развернутые в очаге для их лечения.
6.7.7.2. Усиленный контроль за водоснабжением, санитарной обработкой людей и дезинфекцией мест торговли продовольственными товарами.
6.7.7.3. Широкая санитарно-просветительная работа силами учреждений здравоохранения и медицинского страхования.
6.7.8. После установления вида возбудителя инфекционных заболеваний немедленно проводятся экстренная специфическая профилактика антибиотиками и другими лекарственными средствами и вакцинация всего населения, проживающего в зонах карантина и обсервации.
6.8. При транспортных авариях на железной дороге:
6.8.1. Транспортные аварии характеризуются скоротечностью, ограниченным временем для оказания помощи пострадавшим и большими масштабами. От оперативности действий оперативно-дежурных служб Тульского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" зависит быстрота оказания помощи пострадавшим.
6.8.2. При авариях на железнодорожном транспорте с выбросом АХОВ дежурный диспетчер единой дежурно-диспетчерской службы муниципального учреждения "Центр гражданской обороны и защиты населения муниципального образования Узловский район" через дежурного ГКУ "ЦУКС по Тульской области" для оповещения населения близлежащих районов использует систему централизованного оповещения, радио, телевидение.
6.8.3. Для проведения разведки привлекаются подвижные разведгруппы на средствах ж/д транспорта, оперативные группы комиссии по ЧС и ОПБ муниципального образования Узловский район и Главного управления МЧС России по Тульской области.
6.8.4. При разливе АХОВ дополнительно задействуются силы и средства Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подвижная химико-радиометрическая лаборатория главного управления МЧС России по Тульской области, органы Госсанэпиднадзора, ст. Тула и Узловая Тульского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
6.8.5. АСР проводятся с привлечением профессиональных формирований отделения дороги (восстановительных поездов - № 3112 ст. Тула, № 3191 ст. Узловая, пожарных поездов ст. Тула и г. Узловая, ремонтно-восстановительных летучек).
6.8.6. Для проведения АСР привлекаются также силы противопожарной службы, экстренной медицинской помощи министерства здравоохранения Тульской области, внештатные аварийно-спасательные формирования ГО и другие силы местного звена РСЧС.
6.8.7. При этом дополнительно планируется:
6.8.7.1. Поиск и извлечение пораженных, оказание им первой помощи.
6.8.7.2. Эвакуация пораженного населения в лечебные учреждения из зоны аварии.
6.8.7.3. Организация подвоза большого количества воды и сосредоточения противопожарных средств в месте аварии.
6.8.7.4. Локализация и ликвидация пожаров.
6.8.7.5. Разделка вагонов.
6.8.7.6. Прокладка проездов и подходов к месту аварии.
6.8.7.7. Уборка поврежденных вагонов с железнодорожного полотна.
6.8.7.8. Проведение работ по восстановлению железнодорожного полотна и подвеска проводов на электрифицированных участках дорог.
6.8.7.9. В ночное время - установление освещения зоны аварии, обозначение района и маршрутов эвакуации светящимися указателями.
6.8.7.10. Организации опознания, идентификации, учета раненых и пострадавших.
6.8.7.11. Обеспечение отправки пострадавших с незначительными ранениями к месту следования.
6.8.7.12. Обеспечение жизнедеятельности пострадавших: питания, размещения, выплаты страховки.
6.8.7.13. Сосредоточение значительных сил скорой медицинской помощи для эвакуации пораженных в лечебные учреждения.
6.8.7.14. Обеспечение контейнерами, полиэтиленовыми мешками для эвакуации погибших.
6.8.7.15. Организация комендантской службы в зоне аварии.
6.8.7.16. Организация связи комиссии по ЧС и ОПБ муниципального образования Узловский район с главой администрации муниципального образования.
6.9. На авиатранспорте:
6.9.1. Большое внимание уделяется достоверности информации о месте авиакатастрофы. При отрывочных сведениях о месте падения летательных аппаратов организуется разведка и поиск воздушными и наземными средствами, а также использование данных радиотехнических средств частей войск ПВО и КП (СКП), авиационных частей и авиапредприятий, осуществляющих управление взлетом и полетом, а также центров управления воздушным движением.
6.9.2. При авиакатастрофах дополнительно планируется и организуется:
6.9.2.1. Взаимодействие с частями МО РФ по обмену информацией о месте нахождения, силах и средствах, задействованных для поиска и ведения АСР.
6.9.2.2. Оценка погодных условий и времени года и их влияние на выдвижение АСР к месту катастрофы.
6.9.2.3. Оценка протяженности, дорожной обстановки, опыта водителей при выдвижении оперативных групп в зону ЧС.
6.9.2.4. Организация взаимодействия с вышестоящими оперативными группами министерств и ведомств, спасательными службами ГО муниципального образования по уточнению выделенных сил и средств для ликвидации последствий авиакатастрофы.
6.9.2.5. Планирование АСР с учетом выделенных сил и средств, учитывая большую площадь поисково-спасательных работ.
6.9.2.6. Необходимость специального оборудования для вскрытия фюзеляжа летательных аппаратов.
6.9.2.7. Проделывание проходов и подъездов для тяжелой техники, просек в лесу, мостов и дамб для проезда к месту авиапроисшествия.
6.9.2.8. Оценка возможности доставки оперативных групп и спасателей вертолетами, выбор и обозначение места посадки, посадочных площадок для вертолета.
6.9.2.9. Обеспечение спасателей хирургическими (ветеринарными) перчатками, пакетами под груз "200", "300".
6.9.2.10. Экипировка личного состава, привлеченного к АСР, должна соответствовать сезону.
6.9.2.11. Организация жизнеобеспечения спасателей, привлеченных к АСР, питание, отдых.
6.9.2.12. Обеспечение объективного контроля проведенных АСР (фотоаппараты, кинокамеры и видеокамеры).
6.9.2.13. Поиск, учет извлеченных (найденных) тел, их опознание.
6.9.2.14. Организация отправки тел к месту проживания родственников или семьи.
6.9.2.15. Организация справочной службы (при катастрофе гражданских самолетов с большим количеством пассажиров).
6.9.2.16. Учет влияния распространения радиоволн в КВ-диапазоне (выделение ночных и дневных частот).
6.10. На автомобильном транспорте:
6.10.1. Большое внимание должно быть уделено сокращению времени передачи информации: о времени, месте, условиях дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и количестве пострадавших по линии оперативных дежурных служб ГИБДД, отдела МВД России по Узловскому району, противопожарных и медицинских служб дежурному диспетчеру ЕДДС района. Это позволит своевременно принять решение на выход дежурного звена "Единая служба спасения 01" и через оперативного дежурного Главного управления МЧС России по Тульской области - Тульской областной ПСС (г. Щекино) на ликвидацию последствий ДТП.
6.10.2. Оснащение и оборудование службы "Единая служба спасения 01" и Тульской ПСС наиболее эффективно при ликвидации последствий аварий и катастроф при ДТП, в том числе с разливом АХОВ при их перевозке автомобильным транспортом.
6.10.3. При этом планируется:
6.10.3.1. Тушение пожара (если он возник), в том числе и средствами противопожарных формирований ГФКУ "7-й отряд противопожарной службы по Тульской области", частей ГПС МЧС России по Тульской области.
6.10.3.2. Извлечение пострадавших из поврежденных транспортных средств.
6.10.3.3. Оказание пораженным первой помощи.
6.10.3.4. Эвакуация раненых и погибших с места ДТП в лечебные учреждения и морги.
6.10.3.5. Опознание пораженных и учет, в какие лечебно-профилактические учреждения и кем вывезены.
6.10.3.6. Регулирование движения, перекрытие и изменение маршрутов движения потоков транспортных средств в объезд участка аварии.
6.10.3.7. Организация освещения места ДТП (в ночное время).
6.10.3.8. Растаскивание транспортных средств и уборка их с дорожного полотна.
6.10.3.9. Идентификация АХОВ по документам, опросам очевидцев и участников движения, по маркировке баллонов и цистерн.
6.10.3.10. Локализация и ликвидация утечки АХОВ из цистерн и емкостей.
6.10.3.11. Ликвидация последствий разлива АХОВ.
6.10.3.12. Организация откачки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, АХОВ из цистерн и баков.
6.10.3.13. Эвакуация поврежденных автомобилей в места ремонта и хранения.
6.10.3.14. Организация связи с места ДТП и доклад о ликвидации последствий ЧС.

Директор
муниципального учреждения "Центр
гражданской обороны и защиты
населения муниципального образования
Узловский район"
Г.Н.БОЙЧУК





Приложение 1
к Положению об организации и проведении
аварийно-спасательных работ при чрезвычайных
ситуациях на территории муниципального
образования Узловский район

РЕШЕНИЕ
председателя комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
на ликвидацию последствий аварии
на__________________________
муниципальное образование Узловский район
_________________________________________________
(время) (дата)

Карта М 1:200 000, издание 1992 г.

В "___" час. "____" мин. "___" ____________20 года в результате
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
на ________________________________________________________________________
произошло__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Полная глубина зоны заражения составит ________________________ км,
через _________________ часа, площадь возможного заражения __________
кв. км, площадь фактического заражения _________ кв. км.
Ориентировочное время испарения ________ часов, ветер ________,
_______________ м/с, _____________, _______ градусов Цельсия.
Прогнозируемые потери могут ставить _________ тыс. человек, из них
___________ человек - смертельные, ________ тыс. человек - санитарные, в
зоне заражения окажется _______________ тыс. человек.
Наиболее сложная обстановка сложится из-за возникших инженерных
разрушений, пожара на ____________________________________________________,
а также в результате возможного заражения АХОВ ___________________________.
Для локализации аварии и проведения первоочередных спасательных и
других неотложных работ приведены в готовность и немедленно приступили к
действиям согласно разработанным оперативным планам следующие силы
экстренного реагирования: ____________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задействована локальная система оповещения _______________________
администрацией ________________________________________________________,
произведено оповещение населения об аварии и первоочередных мерах защиты,
начата подготовка экстренной эвакуации населения.
В целях локализации и ликвидации _________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

РЕШАЮ:

С целью снижения воздействия и ликвидации последствий аварии основные
усилия сосредоточить на защите (спасении) людей и оказании помощи
пострадавшим непосредственно в месте аварии.
1. По мере уточнения обстановки, характера и масштаба аварии нарастить
усилия за счет специализированных территориальных
формирований: _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Для решения внезапно возникших задач иметь резерв сил и средств:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
который сосредоточить в __________ к ________________.
2. Определить следующие задачи подчиненным органам управления и силам
ГО и ЧС:
а) _______________________________ немедленно продублировать
оповещение населения муниципального образования Узловский район о
необходимых мерах защиты в зоне возможного заражения,
к _____________ организовать сбор и отправку в район аварии подвижной
пункт управления комиссии по ЧС и ОПБ для руководства спасательными
работами, совместно с органами Госсанэпиднадзора,
к __________ привести в готовность районную систему наблюдения и
лабораторного контроля, по согласованию с начальником Главного управления
МЧС России Тульской области дать распоряжение командиру 996-го СЦ о
направлении на место аварии мобильного отряда.
Срок прибытия ___________________________;
б)___________________________выделить дополнительное количество
личного состава и техники для установки водяных завес в очаге разлива, для
чего задействовать противопожарную службу;
в)___________________________ к __________ выставить оцепление по
внешней границе зоны поражения;
г)___________________________ подготовить к немедленной эвакуации
детские дошкольные и больничные учреждения из зоны возможного заражения
автомобильным транспортом, для чего использовать: автобусы городских и
междугородных линий, служебные автобусы ОЭ. Эвакуацию произвести на
территории ________________________________________________________
_______________________________________ согласно плану эвакуации при ЧС.
Произвести необходимы расчеты, связанные с эвакуацией (отселением)
остального населения из зоны возможного заражения. Определить населенные
пункты, откуда необходимо произвести эвакуацию.
К ___________ подготовить необходимое распоряжение по жизнеобеспечению
эвакуированного населения. К эвакуации приступить исходя из складывающейся
обстановки;
д) __________________________ определить возможности транспорта по
эвакуации населения и при необходимости к _______ выделить дополнительное
количество транспорта в распоряжение ______________ для эвакуации населения
и вывоза пострадавших в медучреждения;
е) _________________________ основное усилие сосредоточить на оказании
первой помощи пострадавшим,
к ____________ подготовить необходимое количество мест в
медучреждениях г. (н.п.) ______________________________________________ для
их размещения;
ж) _____________________________ организовать питание эвакуированного
населения из расчета _____________, а также личного состава формирований в
количестве ____________, для чего развернуть подвижные пункты питания;
з) ____________________________________ изучить потребность в
материальных ресурсах, организовать их доставку в район аварии;
3. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации
аварии организовать:
а) по разведке
силами учреждений СНЛК:
- на территории __________________________ силами ______________________,
- на территории __________________________ силами ______________________,
- на территории __________________________ силами ______________________,
б) по химической защите:
- за счет промышленных противогазов марки _____________________________
в количестве _____________ на ____________________________________________;
в) по медицинской защите:
- за счет привлечения к ликвидации последствий аварии сил экстренной
медицинской помощи, коечной сети и медицинского персонала
лечебно-профилактических учреждений ______________________________________;
г) по материальному обеспечению и снабжению ГСМ:
за счет чрезвычайных резервов администрации муниципального образования
Узловский район и запасов объектов;
д) по метеообеспечению:
- силами метеостанции по городу Узловая путем постоянного контроля
метеообстановки в районе аварии.
4. Взаимодействие организовать между привлекаемыми силами и средствами
войсковых частей МВО и ГО, муниципальных служб, сил и средств организаций
через мобильную оперативную группу комиссии по ЧС и ОПБ муниципального
образования, находящуюся в районе аварии. Совместными действиями частей МВО
и ГО произвести АСДНР на _________________________ с целью усиления
группировки сил через ____________________ с ориентировочным сроком
окончания работ _______________________ суток.

Район сосредоточения и развертывания войсковых
частей ___________________________________________________________________,
пункт встречи ____________________________________________________________.
Организацию встречи возложить на _________________________________________.
5. Управление ликвидацией последствий аварии осуществлять основным
составом комиссии из _______________________________________________,
мобильной оперативной группой непосредственно из района аварии.
Доклады представлять в соответствии с табелем срочных донесений.

Председатель комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности администрации
муниципального образования Узловский район _____________

Директор
муниципального учреждения "Центр
гражданской обороны и защиты
населения муниципального образования
Узловский район"
Г.Н.БОЙЧУК





Приложение 2
к Положению об организации и проведении
аварийно-спасательных работ при чрезвычайных
ситуациях на территории муниципального
образования Узловский район

УТВЕРЖДАЮ
Председатель комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности
администрации муниципального образования
Узловский район
__________________

от ___________20___ года

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН
ликвидации чрезвычайной ситуации
№ _____

_____________________________________(вид чрезвычайной ситуации)
На объекте (территории) ___________________________________________________
Обстановка в зоне ЧС: (на момент составления оперативного плана)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

№ п/п
Наименование мероприятий
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
Отметка о выполнении






Должность, подпись, фамилия и инициалы должностного лица, разработавшего оперативный план ликвидации ЧС.

Директор
муниципального учреждения "Центр
гражданской обороны и защиты
населения муниципального образования
Узловский район"
Г.Н.БОЙЧУК





Приложение 3
к Положению об организации и проведении
аварийно-спасательных работ при чрезвычайных
ситуациях на территории муниципального
образования Узловский район

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
необходимые для понимания текста Положения об организации
и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных
ситуациях на территории муниципального образования
Узловский район

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.
Аварийно-спасательные работы - (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуется наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требующие специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованные в установленном порядке.
Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Буря - ветер, скорость которого составляет 20 - 32 м/с (70 - 115 км/час).
Взрыв - кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна.
Дезактивация - удаление радиоактивных веществ физико-химическими или механическими способами с загрязненных поверхностей с целью исключения радиоактивного облучения людей.
Дегазация - нейтрализация или удаление опасных химических веществ с территории, объектов экономики и другого назначения, техники, имущества, воды и продовольствия.
Дезинфекция - процесс уничтожения или удаления возбудителей болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.
Загородная зона - это территория в пределах административных границ области, расположенная вне зон возможных разрушений, всевозможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуированного населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.
Зона бедствия - часть территории или отдельная местность в зоне чрезвычайной ситуации, сильно пострадавшая и требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Зона заражения - территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические или биологические вещества в количествах, создающих опасность для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.
Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.
Катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности - координирующий орган, функциональная структура органов местного самоуправления, органов управления объектом экономки, осуществляющая в пределах своей компетенции координацию действий соответствующего звена подсистемы РСЧС либо проведение всех видов работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации.
Лесной пожар - неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Ликвидация чрезвычайной ситуации - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Наводнение - затопление водой значительных территорий (местности) в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и других явлениях.
Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.
Опасное биологическое вещество - биологическое вещество природного или искусственного происхождения, неблагоприятно воздействующее на людей, сельскохозяйственных животных и растения в случае соприкосновения с ними, а также на окружающую природную среду.
План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта экономики - заранее разрабатываемый документ, определяющий меры и действия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и других должностных лиц по предупреждению ЧС и в начальный период ликвидации чрезвычайной ситуации.
Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Пожар в зданиях и помещениях, на транспортных средствах и коммунально-энергетических системах - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся загазованностью, задымлением, уничтожением материальных средств и возникновением опасности для жизни людей.
Потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств представляет собой опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных или растений.
Радиоактивное загрязнение - распространение в среде обитания человека твердых, жидких или газообразных радиоактивных веществ в количествах, превышающих природный уровень их содержания и нормы безопасности.
Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (силы и средства РСЧС) - органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Смерч - вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке и распространяющееся в виде гигантского черного рукава или хобота.
Стихийное бедствие - это разрушительное природное или природно-антропогенное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Химическое заражение - распространение опасных химических веществ в окружающей природной среде в концентрациях и количествах, создающих угрозу жизни и здоровью людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.
Ураган - ветер, скорость которого составляет более 32 м/с (115 км/час).
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов или других населенных пунктов и размещению его в безопасных (вне действия поражающих факторов) районах загородной зоны.
Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Эпизоотия - одновременное, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Эпифитотия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений или резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Директор
муниципального учреждения "Центр
гражданской обороны и защиты
населения муниципального образования
Узловский район"
Г.Н.БОЙЧУК


------------------------------------------------------------------