Постановление Тульской областной Думы от 21.11.2013 N 52/2925 "Об основных направлениях бюджетной политики Тульской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"



ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
5-го созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. № 52/2925
52-е заседание

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

Рассмотрев основные направления бюджетной политики Тульской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, Тульская областная Дума отмечает следующее:
Основными направлениями бюджетной политики области на 2014 - 2016 годы являются повышение эффективности бюджетных расходов, стимулирование инновационного развития области, повышение результативности выполнения государственных функций, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных услугах, увеличение их доступности и качества, повышение качества стратегического управления экономикой и государственными финансами.
Расходы бюджета области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформированы в структуре государственных программ с учетом новой бюджетной классификации. В 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов планируется реализация 24 государственных программ области.
Объем расходов бюджета области, сформированный программно-целевым методом, составляет 96,0 процента от общих расходов.
Объем бюджетных средств на финансовое обеспечение государственных программ области запланирован в бюджете области на 2014 год в сумме - 59762,5 млн. рублей, на 2015 год - 57264,1 млн. рублей, на 2016 год - 60009,1 млн. рублей.
Одним из основных направлений бюджетной политики в 2014 году является решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Так, для ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет муниципальным образованиям области запланированы бюджетные ассигнования в размере 160,0 млн. рублей для софинансирования строительства новых дошкольных учреждений.
В целях обеспечения жильем отдельных социальных групп населения, к которым относятся молодые семьи, многодетные семьи, имеющие трех и более детей, работники государственных и муниципальных учреждений области, а также граждане, проживающие в жилье, непригодном для проживания ввиду его аварийности, предусматривается предоставление социальных выплат для приобретения жилья. На эти цели в 2014 году запланировано 450,0 млн. рублей.
Значительные средства бюджета области предусматриваются на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Так, в 2014 году объем бюджетных ассигнований запланирован в размере 2561,5 млн. рублей, в 2015 году - 907,6 млн. рублей и в 2016 году - 466,6 млн. рублей. Объем софинансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предусмотрен в 2014 году в размере 1607,8 млн. рублей, в 2015 году - 569,7 млн. рублей, в 2016 году - 292,9 млн. рублей.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета области планируется проведение политики снижения дефицита бюджета, составляющего в 2014 году 14,9 процента. Предусматривается сокращение размера в 2015 году на 6,2 процента, в 2016 году - на 7,5 процента к уровню 2014 года.
В целях повышения доступности и качества оказания государственных услуг планируется законодательно закрепить порядок формирования единого базового перечня государственных услуг в соответствующих отраслях и создать единую методологию расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги. Это позволит сравнить эффективность деятельности учреждений, использовать конкурентный принцип размещения государственного задания, привлекать к их выполнению негосударственные организации, оптимизировать бюджетную сеть.
Тульская областная Дума постановляет:
1. Принять к сведению основные направления бюджетной политики Тульской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (прилагаются).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы
И.В.ПАНЧЕНКО





Приложение
к Постановлению Тульской
областной Думы
от 21.11.2013 № 52/2925

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

Основные направления бюджетной политики Тульской области (далее - область) на 2014 год и на период до 2016 года разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", а также Законом Тульской области от 09.06.2008 № 1015-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области".
Основными целями бюджетной политики области на 2014 - 2016 годы будут являться повышение эффективности бюджетных расходов, стимулирование инновационного развития области, повышение результативности выполнения государственных функций, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных услугах, увеличение их доступности и качества, реализация долгосрочной бюджетной стратегии во взаимосвязи с приоритетами и целями социально-экономического развития области, повышение качества стратегического управления экономикой и государственными финансами.
Достижение целей бюджетной политики в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов будет обеспечено в результате решения следующих задач:

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является базовым принципом ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Бюджетные параметры сформированы исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Реализация данного подхода заключается в обязательном приоритете целей и задач, государственных обязательств, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области и документами государственного стратегического планирования, при формировании проекта бюджета области на очередной финансовый год и плановый период.
В 2014 году бюджетная политика будет направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Планируется увеличение заработной платы врачей, педагогических работников, преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" на мероприятия по ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет в 2014 году муниципальным образованиям предусматривается 160,0 млн. рублей для софинансирования строительства новых дошкольных учреждений.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" будет продолжено решение основных проблем по обеспечению доступности жилья для отдельных социальных групп населения, к числу которых относятся молодые семьи, многодетные семьи, имеющие трех и более детей, работники государственных и муниципальных учреждений области, а также граждане, проживающие в жилье, признанным непригодным для проживания ввиду его аварийности. Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем вышеперечисленных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств бюджета области социальных выплат для приобретения жилья. На эти цели в 2014 году предусматривается финансовое обеспечение в размере 450,0 млн. рублей.
Значительные средства бюджета области предусматриваются на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В 2014 году на эти цели предусмотрен объем бюджетных ассигнований в размере 2561,5 млн. рублей, в 2015 году - 907,6 млн. рублей, в 2016 году - 466,6 млн. рублей. Объем софинансирования за счет средств Фонда предусмотрен соответственно в размерах 1607,8 млн. рублей, 569,7 млн. рублей, 292,9 млн. рублей.
С 1 января 2014 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", перераспределяющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Федеральным законом разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Указанное полномочие будет осуществляться посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также посредством предоставления частным дошкольным и общеобразовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами.
В бюджете области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены средства на повышение фонда оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Тульской области, в связи с изменением базового денежного вознаграждения губернатора Тульской области с 1 сентября 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 742 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации".
Предусмотрены средства на повышение фонда оплаты труда отдельных категорий государственных гражданских служащих в связи с его индексацией с 1 мая 2014 года на 3 процента в соответствии с внесением изменений в Закон Тульской области от 31.10.2005 № 622-ЗТО "Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области".
Соблюдены ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации по размеру бюджетного дефицита.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета области будет проводиться политика снижения его дефицита, размер которого сократится в 2015 году на 6,2 процента, в 2016 году - на 7,5 процента к уровню 2014 года.
В составе источников покрытия дефицита бюджета области будет сформирован Резервный фонд Тульской области, предназначенный для исполнения расходных обязательств области в случае недостаточности доходов бюджета области для финансового обеспечения расходных обязательств.
Базовым подходом при формировании бюджета области является минимизация рисков несбалансированности бюджета области при бюджетном планировании.
Основными целями в области управления государственным долгом остаются:
сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
обеспечение принятых обязательств в полном объеме.
Для их реализации планируется использовать различные механизмы заимствований - кредиты кредитных организаций, как среднесрочные, так и краткосрочные, выпуск государственных облигаций.
Проводимые мероприятия позволят своевременно осуществлять заимствования на более выгодных условиях, сокращая расходы на обслуживание государственного долга.
Дополнительным фактором повышения достоверности бюджетных проектировок является процедура общественного и экспертного обсуждения проекта бюджета области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

2. Оптимизация структуры расходов бюджета области

Оптимизация бюджетных расходов обеспечивается при условии неснижения качества и объемов предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер повышения эффективности управления государственными финансами.
В целях оптимизации расходов бюджета области будут проводиться мероприятия, направленные на повышение адресности социальной поддержки граждан. Для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджета области должно основываться на критерии нуждаемости граждан.
Планируются дальнейшее проведение структурных реформ в социальной сфере, повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих.
В целях совершенствования бюджетного учета осуществлена централизация отдельных функций по ведению бюджетного учета органов исполнительной власти и аппарата правительства области в части осуществления ими полномочий получателей бюджетных средств. Создано государственное казенное учреждение Тульской области "Централизованная бухгалтерия органов исполнительной власти Тульской области".
В сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики будет продолжена реализация мероприятий отраслевых "дорожных карт", направленных на повышение эффективности и качества услуг, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

3. Развитие программно-целевых методов управления

Начиная с 2012 года бюджетный процесс в области осуществлялся с применением программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, на основе государственных (муниципальных) заданий.
Государственные программы обеспечивают взаимодействие стратегического и бюджетного планирования, что является основным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов.
Проект бюджета области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет сформирован в структуре только государственных программ. В то же время конечная эффективность "программных" бюджетов зависит от качества государственных программ, механизмов контроля за их реализацией.
В 2014 году планируется реализовывать 24 государственные программы области, объем расходов бюджета области, сформированный программно-целевым методом, составит в общем объеме расходов бюджета области 96,0 процента.
Объем бюджетных средств на финансовое обеспечение государственных программ области включен в бюджет области:
на 2014 год - в сумме 59762529,9 тыс. рублей;
на 2015 год - в сумме 57264082,4 тыс. рублей;
на 2016 год - в сумме 60009079,9 тыс. рублей.
В проекте бюджета области на 2014 год бюджетные инвестиции запланированы на уровне 11,3 процента от общего объема расходов бюджета области.
Для достижения основных целей и задач бюджетной политики по улучшению инвестиционного развития экономики в проекте бюджета области на 2014 год предусмотрено около 7,0 млрд. рублей и 3,0 млрд. рублей на предоставление государственных гарантий области.
Предусмотрены средства на реализацию мероприятий в целях развития отраслей народного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства.
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата, эффективного привлечения капиталовложений в экономику региона, развитие государственно-частного партнерства в бюджете области предусматривается государственная поддержка при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности: в форме субсидий на реализацию инвестиционных проектов по инженерному обустройству индустриальных парков, в форме субсидирования процентной ставки по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса области, а также государственные гарантии. Указанные меры поддержки будут предоставляться в рамках государственной программы области "Улучшение инвестиционного климата Тульской области".
Целями государственной программы области "Развитие транспортной системы Тульской области и повышение безопасности дорожного движения" являются создание условий для безопасного функционирования автомобильного пассажирского и городского наземного электрического транспорта, отвечающего современным условиям и потребностям населения области, повышение безопасности жизнедеятельности и управления транспортом на территории области за счет использования спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС.
Расходы бюджета области на ее реализацию запланированы в 2014 году в сумме 970866,3 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 951080,4 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 955073,4 тыс. рублей.
Целями государственной программы области "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области" являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог общего пользования в области, улучшение их технического состояния, обеспечение сельских населенных пунктов круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.
Расходы бюджета области на реализацию данной государственной программы области запланированы в 2014 году в сумме 4295433,2 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 4829487,9 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 5798287,0 тыс. рублей.
Целью государственной программы области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области" является создание условий для благоприятного и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
На реализацию программы предусмотрены бюджетные ассигнования в 2014 году в сумме 77655,3 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 45223,6 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 83239,6 тыс. рублей.
Важна задача обеспечения безопасных и комфортных условий проживания. Для ее реализации запланированы бюджетные ассигнования на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, газификацию населенных пунктов (включая сельские населенные пункты), подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы к работе в зимних условиях.
Целями государственной программы области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области" являются создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения, обеспечения комфортной среды обитания и жизнедеятельности, увеличение платежеспособного спроса населения на жилье, проведение капитального ремонта жилищного фонда и переселение жителей из ветхого и аварийного жилого фонда, создание условий для устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса области, отвечающего современным условиям и потребностям населения, стимулирование деятельности товариществ собственников жилья в области.
Расходы бюджета области на реализацию указанной государственной программы запланированы в 2014 году в сумме 5685111,7 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 2944484,7 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 2181194,1 тыс. рублей.
Целями государственной программы области "Энергоэффективность Тульской области" являются создание экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на объектах всех форм собственности и населением, обеспечивающих динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта, повышение контроля над расходованием ресурсов, повышение экономической эффективности использования коммунальных ресурсов, снижение затрат на оплату коммунальных ресурсов, стимулирование процесса экономии коммунальных ресурсов.
Расходы бюджета области на реализацию государственной программы запланированы в 2014 году в сумме 4906,0 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 4812,8 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 1032,0 тыс. рублей.
Целью государственной программы области "Охрана окружающей среды Тульской области" является реализация на территории области государственной политики Российской Федерации в сфере экологического развития, сохранения и рационального использования природных ресурсов, повышения качества среды обитания населения области.
Расходы бюджета области на реализацию данной программы области предусмотрены в 2014 году в сумме 110785,1 тыс. рублей, в 2015 году - в сумме 119324,8 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 77265,3 тыс. рублей.
Формирование объема и структуры расходов бюджета области в сфере сельского хозяйства осуществляется на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
На территории области мероприятия Государственной программы Российской Федерации реализуются в рамках государственной программы области "Развитие сельского хозяйства Тульской области". Целями государственной программы области являются повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
Размер финансового обеспечения государственной программы области "Развитие сельского хозяйства Тульской области" из бюджета области в 2014 году составит 1065869,1 тыс. рублей, в 2015 году - 882114,0 тыс. рублей, в 2016 году - 888483,0 тыс. рублей.
В целях развития физической культуры и спорта в бюджете области на 2014 год предусмотрено 603,3 млн. рублей на строительство физкультурных сооружений.

4. Переход к формированию государственного задания
на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим
и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг
и единых нормативов их финансового обеспечения

Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг планируется выполнение следующих задач:
1. Законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители государственных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные задания для подведомственных учреждений.
2. Создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги.
3. Включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ.
Будет создана единая правовая и методическая база для оказания государственных услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, для оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности организаций, развития конкурентной среды при размещении государственных заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением негосударственных организаций. Необходимо расширить возможности доступа негосударственных организаций к оказанию государственных услуг.
Необходимо реорганизовать учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансовое обеспечение государственной программы развития этой отрасли и решение ее приоритетных задач.
Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг. При сопоставлении уровня оплаты труда в разных отраслях экономики планируется оценивать совокупные доходы работников бюджетной сферы с учетом их фактической занятости и почасовой стоимости труда, а также предоставляемых льгот и иных мер социальной поддержки.

5. Межбюджетные отношения

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2014 - 2016 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета области в рамках государственной программы области "Управление государственными финансами Тульской области".
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.
В связи с передачей с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования с 2014 года внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части межбюджетного регулирования. Норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличен с 80 процентов до 85 процентов. Одновременно с 20 до 15 процентов сокращен размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В результате распределения отчислений от налога на доходы физических лиц между бюджетом области и местными бюджетами сокращается единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в муниципальных районах с 30 до 15 процентов, что позволяет сделать его равным как для муниципальных районов, так и для городских округов. Кроме этого, увеличивается на 15 процентов для городских округов норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, и устанавливается соответственно в размере 50 процентов и сокращается налог, применяемый при упрощенной системе налогообложения с муниципальных районов и городских округов, с 90 до 40 процентов. Такое распределение позволит увеличить налоговые доходы бюджета области на объем, сопоставимый с объемом дополнительных расходных обязательств бюджета области, возникающих в условиях передачи полномочий по дошкольному образованию.
Реализация финансового обеспечения социально-значимых вопросов бюджетов муниципальных образований будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей местных бюджетов.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) определен исходя из достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений и критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), порядок определения которых учтен Законом Тульской области от 15.07.2013 № 1985-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области".
Это обеспечит определенную стабильность муниципальным образованиям в рамках осуществления бюджетного процесса, так как объемы финансовой помощи муниципальным образованиям будут определяться исходя из достижения каждым муниципалитетом установленного критерия выравнивания на срок не менее трех лет (без корректировки объема).
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков разбалансированности местных бюджетов предусмотрена индексация критерия выравнивания финансовых возможностей поселений в 2014 году на 5 процентов, в 2015 и 2016 годах по 4,5 процента.
При распределении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрена не распределенная между муниципальными районами (городскими округами) часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
Указанные изменения позволят обеспечить предсказуемость и стабильность в дальнейшем определении размеров межбюджетных трансфертов, установленных муниципальным образованиям.
В случаях недостаточности доходов местных бюджетов для реализации полномочий по решению вопросов местного значения, а также компенсации выпадающих доходов в связи с межбюджетным регулированием планируется выделить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) с целью оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных районов (городских округов) в размере 787,6 млн. рублей.
В целях оказания финансовой помощи в очередном финансовом году и обеспечения покрытия первоочередных расходов министерством финансов Тульской области разработан порядок предоставления из бюджета области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов). Размер нераспределенной части дотаций на 2014 год составит 307,3 млн. рублей.
Распределение указанных дотаций будет осуществляться в два этапа.
Распределение первой части дотаций осуществляется по итогам исполнения бюджетов муниципальных районов (городских округов) Тульской области за I квартал очередного финансового года, второй части дотаций - за I полугодие.
Данные меры обеспечат определенную стабильность муниципальным образованиям в рамках осуществления бюджетного процесса.
В целях сокращения встречных потоков и обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии производственной базы, инвестиционной привлекательности районов, а также создания стимулов для укрепления доходной базы местных бюджетов в соответствии с нормами бюджетного законодательства по бюджетам муниципальных образований производится замена дотаций дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. В 2014 году произведена замена дотаций 14 муниципальным образованиям на сумму 126,9 млн. руб., в 2015 году - 14 муниципальным образованиям на сумму 127,7 млн. руб., в 2016 - 14 муниципальным образованиям на сумму 139,1 млн. рублей.
В целях софинансирования расходных полномочий бюджетов муниципальных образований в бюджете области предусмотрены субсидии муниципальным районам (городским округам) на реализацию проекта "Народный бюджет": в 2014 году - 300,0 млн. рублей, в 2015 году - 350,0 млн. рублей, в 2016 году - 400,0 млн. рублей.
В 2014 году проект "Народный бюджет" будет решаться через реализацию отобранных на конкурсной основе программ, инициированных населением при поддержке муниципальных образований.
Это позволит с помощью бюджетных ассигнований из бюджета области обеспечить реализацию мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений области.
В рамках действующего законодательства предусмотрены изменения, согласно которым с 1 января 2014 года будут установлены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты (10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от указанного налога).
Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются законом области о бюджете области на очередной финансовый год исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности местных бюджетов.
На областном уровне будет продолжен мониторинг качества управления муниципальными финансами, который проводится в соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов области, утвержденным Постановлением администрации области от 29.06.2011 № 512.
Перечень индикаторов, применяемый в Постановлении, охватывает целый ряд направлений и позволяет с разных сторон охарактеризовать качество управления финансами и платежеспособность муниципальных образований в сопоставлении с другими муниципальными образованиями.
В целях стимулирования муниципальных районов и городских округов области по улучшению качества управления муниципальными финансами в бюджете области предусматриваются средства за счет дотаций как формы стимулирования муниципальных районов и городских округов в повышении качества управления местными финансами. Дотации распределяются между муниципальными образованиями, определенными правительством области по итогам мониторинга и комплексной оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований области за последний отчетный год. Объем дотаций на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов составит 3,0 млн. рублей ежегодно.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии территорий, а также инвестиционной привлекательности муниципалитетов в бюджете области предусматриваются дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определяемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Объем дотаций на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на 2014 год составит 100,0 млн. рублей, на 2015 год - 100,0 млн. рублей, на 2016 год - 100,0 млн. рублей.
Ряд изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2014 году имеет концептуальный характер и направлен на создание правовой базы для формирования государственных (муниципальных) программ, изменения бюджетной классификации для увязки расходов с планируемыми целями и показателями результативности в государственных программах.
Устанавливая формирование бюджета области на основе программно-целевого принципа, создаются условия для повышения качества бюджетного планирования, проведения оценки эффективности реализации государственных программ.
Именно программно-целевой подход может выступать в качестве эффективного инструмента, направленного на разрешение противоречий между ограниченным объемом финансовых возможностей и нерешенными социально-экономическими проблемами развития территорий, а также обеспечить стратегическое и поэтапное развитие межбюджетных отношений с учетом оценки результативности их формирования.
С этой целью в рамках государственной программы области "Управление государственными финансами Тульской области" разработана подпрограмма "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений".

6. Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса

В настоящее время министерством финансов Тульской области реализуется проект "Открытый бюджет" Тульской области, который является частью проекта "Открытый регион" Тульской области. Целью создания сайта "Открытый бюджет" Тульской области является предоставление гражданам актуальной информации о бюджете области и его исполнении в объективной, доступной и простой для понимания форме.
Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств.
В рамках обеспечения открытости бюджетного процесса используются средства массовой информации и информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", где размещается информация о проектах нормативных правовых актов. Экспертный совет по проведению публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства осуществляет экспертизу нормативных правовых актов в сфере налоговой и бюджетной политики.
Предполагается расширить перечень и объем публикуемой информации о состоянии бюджета области и местных бюджетов, предоставлении государственных услуг, нормативных правовых актов по вопросам бюджетного процесса.


------------------------------------------------------------------