Приказ министерства образования и культуры Тульской области от 05.03.2013 N 167 "Об утверждении Концепции педагогического и психологического сопровождения одаренных детей Тульской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 5 марта 2013 г. № 167

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2012 года, в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, приказа министерства образования и культуры Тульской области от 17.07.2012 № 633 "Об утверждении Плана реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" приказываю:
1. Утвердить Концепцию педагогического и психологического сопровождения одаренных детей Тульской области (приложение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области при организации работы по выявлению и развитию молодых талантов руководствоваться принципами и направлениями Концепции педагогического и психологического сопровождения одаренных детей Тульской области, направленной на создание условий для достижения успеха и реализации потенциала одаренности личности.
3. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра - директора департамента образования министерства образования и культуры Тульской области Осташко О.А.

Министр образования и культуры
Тульской области
Д.В.БЫЧКОВ





Приложение
к приказу
от 05.03.2013 № 167

КОНЦЕПЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В условиях преобразования нашего общества большое внимание уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Экономика в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. И все большую роль играет творчество.
В Тульской области накоплен многообразный и эффективный опыт работы с одаренными детьми в различных сферах проявления их одаренности (достижения в учебе, спорте, искусстве и целом ряде других сфер). За последние годы количество образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми, значительно увеличилось. Выросло число лицеев, гимназий, тысячи школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах.
В настоящее время в Тульской области работают 12 лицеев в 6 муниципальных образованиях, 20 гимназий в 11 муниципальных образованиях и 3 школы с углубленным изучением отдельных предметов. Выпускники данных образовательных учреждений работают в разных городах России и странах мира.
Однако качество организованной работы с одаренными детьми не всегда выдерживается на должном уровне. Часть учреждений, реализуя программы работы с одаренными детьми, делают это скорее ради престижа, нежели чем из соображений поддержки одаренных детей. Диагностический инструментарий выявления одаренности противоречив и вызывает справедливые нарекания специалистов-психологов. Олимпиады и конкурсы не всегда обеспечены хорошо проработанными заданиями и организационными условиями. Школьники и студенты, получившие значительные результаты в процессе образования, порой не находят себя во взрослой жизни, задача обеспечения "социального лифта" одаренным детям в современных условиях изменчивой и конкурентной экономики становится еще более актуальной.
Поэтому, несмотря на значительный опыт работы с одаренными детьми, имеющиеся успехи в этом направлении, крайне актуальной становится интеграция существующих механизмов поиска и поддержки одаренных детей в общенациональную систему и дополнение ее рядом новых форм такой работы при условии их успешной апробации на практике.
С этой целью министерством образования и культуры Тульской области разработана настоящая Концепция педагогического и психологического сопровождения одаренных детей Тульской области (далее - Концепция).
Задачей в сфере поиска и поддержки одаренных детей является обеспечение условий для выявления и развития одаренности всех детей, превращение задатков и способностей личности в ее реальные достижения в интересах самого человека, общества и государства независимо от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей его семьи. Работа с одаренными детьми не отменяет необходимость обеспечения доступности образования, создания условий для получения качественного образования каждым ребенком и молодым человеком.
Настоящая Концепция определяет основные принципы, цели и задачи работы в сфере развития детской одаренности как основы для формирования интеллектуального и творческого потенциала региона.

Цель Концепции

Создание в Тульской области условий для достижения успеха и реализации потенциала одаренности личности в рамках ее дальнейшей профессиональной деятельности на благо самого человека, общества и государства.

Задачи Концепции:

- развитие региональной системы работы с одаренными детьми на основе интеграции и совершенствования имеющихся и вновь создаваемых институтов, программ, мероприятий, эффективных механизмов, научно-обоснованных психолого-педагогических и социальных методик и технологий в сфере выявления и развития одаренности детей;
- создание в регионе условий для развития задатков, способностей, одаренности всех детей независимо от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей;
- обеспечение условий для реализации коллективных и индивидуальных образовательных траекторий и дальнейшей профессиональной самореализации детей, проявивших способности;
- обеспечение свободного доступа общественности к информации о возможностях развития и самореализации детей в Тульской области.

Принципы:

- ориентация образования на личность обучающегося, способствующая максимальному ее раскрытию и развитию потенциала одаренности, гуманное, бережное отношение к личности ребенка, молодого человека, приоритет ее интересов и ценностей;
- доступность услуг, направленных на раннее выявление и развитие задатков, способностей, одаренности детей (в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также из малоимущих и неблагополучных семей), независимо от места проживания и социально-экономического положения семей;
- соответствие предоставляемой поддержки уровню развития способностей и состоянию здоровья ребенка, обеспечение возможности гражданам проявить свою одаренность и талант в любом возрасте;
- должная квалификация педагогических работников в сфере образования, искусства и спорта, обеспечивающая создание необходимых условий для своевременного выявления и развития задатков, способностей, одаренности каждого ребенка, молодого человека;
- открытость системы, обеспечивающей информированность каждого заинтересованного гражданина о работе с одаренными детьми на разных уровнях;
- непрерывность и преемственность в психолого-педагогическом, информационном, организационном и ресурсном сопровождении развивающейся личности одаренного ребенка, молодого человека;
- государственно-общественное признание ценности труда педагогических работников Тульской области по развитию задатков, способностей одаренности каждого ребенка;
- общественный контроль за реализацией образовательных программ для одаренных детей, забота об интеграции одаренных детей в социум;
- сочетание государственных и общественных (в том числе благотворительных) инициатив и ресурсов.

Основные направления работы по реализации Концепции
педагогического и психологического сопровождения
одаренных детей Тульской области

I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми:
- разработка программ педагогического и психологического сопровождения одаренных детей;
- разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста;
- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений и специалистов учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом разработки профессиональных стандартов;
- обеспечение взаимодействия образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков;
- разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;
- разработка электронных образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным программам дополнительного образования детей;
- подготовка предложений по совершенствованию системы государственного и общественного контроля за организацией и проведением интеллектуальных и творческих состязаний в целях обеспечения объективности, гласности и прозрачности экспертиз и конкурсных процедур.
II. Конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одаренных детей:
- проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми;
- оказание содействия общественным организациям, образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим спортивную подготовку, наиболее успешно работающим с одаренными детьми;
- оказание содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей в области науки, техники и спорта;
- проведение физкультурных и спортивных мероприятий для детей;
- проведение интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей;
- поддержка дебютных проектов молодых авторов и исполнителей в области искусств;
- проведение конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства.
III. Развитие инфраструктуры по работе с одаренными детьми:
- разработка предложений по созданию современной инфраструктуры образовательных учреждений дополнительного образования детей, а также мер стимулирующего характера для учреждений, внедряющих инновационные программы и технологии;
- создание стажировочных площадок на конкурсной основе по развитию техносферы в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

Механизмы реализации Концепции

Координация деятельности в указанной сфере в Тульской области осуществляется министерством образования и культуры Тульской области.
Реализация цели, задач и основных направлений, сформулированных в настоящей Концепции, обеспечивается следующими механизмами:
- внесение соответствующих изменений в региональную нормативно-правовую базу;
- включение в региональные программы развития образования, культуры и спорта мероприятий по работе с одаренными детьми (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), а также поддержку некоммерческих организаций и общественных объединений, ориентированных на работу с одаренными детьми;
- выделение в региональных и местных бюджетах средств на работу с одаренными детьми в виде конкурсного (в форме субсидий и грантов) финансирования соответствующих инициатив, грантов и стипендий для одаренных детей и молодежи с целью поддержки их дальнейшего обучения.

Министр образования и культуры
Тульской области
Д.В.БЫЧКОВ


------------------------------------------------------------------