Распоряжение губернатора Тульской области от 13.08.2013 N 336-рг "Концепция миграционной политики в Тульской области до 2025 года"



ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. № 336-рг

КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в целях совершенствования системы управления миграционными процессами в Тульской области, на основании статьи 30 Устава (Основного Закона) Тульской области:
1. Утвердить Концепцию миграционной политики в Тульской области до 2025 года (далее - Концепция) (приложение).
2. Министерству труда и социальной защиты Тульской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Тульской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области учитывать положения Концепции в пределах своей компетенции.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ





Приложение
к распоряжению губернатора
Тульской области
от 13.08.2013 № 336-рг

КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

Концепция миграционной политики в Тульской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации миграционной политики в Тульской области.
Разработка Концепции обусловлена необходимостью обозначения ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Тульской области. Реализация Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

II. Условия формирования и реализации
миграционной политики Тульской области

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации в целом и Тульской области в частности. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал естественную убыль населения.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Тульскую область становится одним из источников увеличения численности населения региона, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями региональной экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных региональной экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения.

III. Цели, задачи, основные направления и принципы
миграционной политики в Тульской области

Основной целью регулирования миграционных процессов Тульской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Тульской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
Целями миграционной политики на территории Тульской области являются:
а) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Тульской области;
б) содействие обеспечению потребности экономики Тульской области в квалифицированной рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
Индикаторами достижения целей являются показатели численности населения области, дефицита трудовых ресурсов.
Основными задачами миграционной политики в Тульской области являются:
а) создание условий и стимулов для переселения в Тульскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции;
д) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
е) миграционное замещение естественной убыли коренного населения за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом.
Основными направлениями миграционной политики Тульской области являются:
а) в области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Тульскую область на постоянное место жительства:
содействие добровольному переселению в Тульскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;
реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
разработка, принятие и реализация региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на областном рынке труда;
создание условий для миграции в Тульскую область предпринимателей и инвесторов;
содействие переселению в Тульскую область иностранных граждан в целях воссоединения семей;
стимулирование миграции в Тульскую область молодежи, имеющей особо востребованные на рынке труда профессии и специальности;
б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной экономикой Тульской области:
совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Тульской области;
привлечение высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на рынке труда;
развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;
стимулирование иностранных работников, востребованных на рынке труда Тульской области, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
привлечение иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;
в) в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:
обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
содействие местной внутренней миграции;
создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
совершенствование регионального банка вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;
г) в области содействия образовательной (учебной) миграции в Тульскую область:
совершенствование условий для обучения в образовательных учреждениях, располагающихся на территории Тульской области, на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;
увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, располагающихся на территории Тульской области, из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;
совершенствование условий пребывания на территории Тульской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации и, в частности, в образовательных учреждениях, располагающихся на территории Тульской области, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;
содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;
д) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
реализация условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения;
обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
е) в области противодействия незаконной миграции:
совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;
проведение информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
обеспечение функционирования в Тульской области специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации.
Принципами проведения миграционной политики в Тульской области являются:
а) обеспечение прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм национального и международного права, исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;
б) обеспечение прав и свобод российских граждан;
в) недопустимость любых форм дискриминации;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита национального рынка труда;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики Тульской области;
и) обоснованность принимаемых в сфере миграционных отношений решений;
к) приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных переселенцев и соотечественников, содействие и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, и создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов;
л) взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти Тульской области с общественными объединениями мигрантов.

IV. Анализ миграционной ситуации в Тульской области

Тульская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена на пересечении транспортных путей, является одной из самых развитых в промышленном отношении областей Центрального федерального округа России и располагает развитой транспортной сетью, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Наличие природных богатств, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель, мощного промышленного комплекса, высокого научно-технического, а также значительного туристского потенциала позволяют рассматривать Тульскую область как один из перспективных ареалов экономического роста Центрального федерального округа России.
По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения Тульской области на 1 января 2013 года составила 1532,5 тыс. человек (по состоянию на 01.01.2012 - 1544,5 тыс. человек). С начала года численность населения уменьшилась на 12,0 тыс. человек, или на 0,7% (за 2011 год - на 0,4%).

Динамика численности населения
Тульской области в 2008 - 2012 гг.
(человек, на начало года, пересчитанная с учетом
результатов переписи населения 2010 г.)


Годы Численность населения, Темп убыли к предыдущему году,
тыс. человек в %

2008 1587,9 0,7

2009 1576,3 0,7

2010 1564,6 0,7

2011 1550,3 0,9

2012 1544,5 0,4

2013 1532,5 0,8


За период с 2008 по 2012 годы численность населения уменьшилась на 55,4 тыс. человек, или на 3,5%, ежегодно убыль в среднем составляла 0,7%, за исключением 2011 года, когда миграционный прирост на 54,6% заместил естественную убыль населения.

Компоненты изменения численности населения
Тульской области в 2008 - 2012 гг. (человек)


Годы Общий прирост В том числе Степень компенсации
численности естественной убыли
населения естественный миграционный населения
прирост прирост миграционным
(убыль) приростом (%)

2008 -13150 -17742 4592 25,9

2009 -12761 -15213 2452 16,1

2010 -14864 -15326 462 3,0

2011 -6054 -12751 6697 52,5

2012 -11465 -11787 -322 2,73


Величина миграционного прироста в 2008 - 2012 гг. подвергалась колебаниям и не имела какой-либо устойчивой тенденции. В 2012 году миграционный прирост сменился впервые после 2004 года убылью. Это связано с тем, что начиная с 2011 года изменился порядок учета мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации. В число выбывших в 2012 году вошли мигранты, срок пребывания которых закончился в 2012 году, в результате чего сложилась миграционная убыль в количестве 322 человек.
Определяющим фактором снижения численности населения остается процесс депопуляции, т.е. превышение числа смертей над рождениями, который носит долговременный характер.
Необходимо отметить, что в период с 2008 по 2012 годы уровень рождаемости в расчете на 1000 населения вырос на 13,5% - с 8,9 до 10,1 промилле, коэффициент общей смертности сократился на 11,9% - с 20,1 до 17,7 промилле. Однако, несмотря на отмечаемые в последние годы определенные позитивные сдвиги, положение со смертностью населения в Тульской области остается крайне неблагоприятным. Число умерших в 2012 году превысило число родившихся в 1,8 раза (2011 г. - 1,9 раза, 2010 г. - в 2,0 раза).
Высокий уровень смертности обусловлен неблагоприятной возрастной структурой населения, характеризующейся диспропорцией в сторону увеличения удельного веса лиц старше трудоспособного возраста. За период 2009 - 2011 годов доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 0,4 процентных пункта в год. К началу 2012 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 434907 человек, или 28,1% в общей структуре населения. Это самый высокий показатель среди всех субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 22,7%, в среднем по Центральному федеральному округу - 25,2%).
Доля трудоспособного населения за этот период, наоборот, существенно сократилась и составила к началу 2012 года в среднем по области 58,6% (904794 человека), это один из самых низких показателей среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 60,8%, в среднем по Центральному федеральному округу - 60,7%).
Доля населения моложе трудоспособного возраста (в возрасте 0 - 15 лет) к началу 2012 года немного увеличилась и составила в среднем по области 13,3% (204844 человека) (в среднем по Российской Федерации - 16,5%, в среднем по Центральному федеральному округу - 14,1%).
Коэффициент демографической нагрузки составил на начало 2012 года на 1000 работающих в среднем по области 707 человек, из них - 226 лиц в возрасте 0 - 15 лет и 481 человек из числа лиц старше трудоспособного возраста.
В 20 муниципальных образованиях Тульской области (74,1%) коэффициент демографической нагрузки выше, чем в среднем по области. Наиболее высокий коэффициент демографической нагрузки сохраняется в Куркинском районе - 797,9, в сельской местности - 824,6; в Суворовском районе - 780,9, в сельской местности - 796,2; в Алексинском и Богородицком районах - 770,1 и 770,3 соответственно, в сельской местности - 781,1 и 746,7 соответственно.
Средний возраст населения Тульской области - 42,5 года (мужчины - 38,8 года; женщины - 45,5 года). В среднем по Российской Федерации - 38,9 года (мужчины - 36,2, женщины - 41,5); в среднем по Центральному федеральному округу - 41,0 года (мужчины - 38,2, женщины - 43,7).
Миграционная ситуация в Тульской области в 2012 году отмечается увеличением по сравнению с 2011 годом количества прибывших иностранных граждан. Иностранные граждане, поставленные на миграционный учет по месту пребывания, прибыли из 124 государств. Значительно увеличилось количество иностранных граждан, прибывших с целью работы или трудоустройства на территории Тульской области, с 18642 в 2011 году до 23687 в 2012 году.
Миграционная ситуация характеризуется преобладанием количества иностранных граждан, прибывших из Узбекистана (39,6%), Украины (13,1%), Таджикистана (9,7%), Молдовы (7,3%) и Армении (7,2%).
В 2012 году на территории Тульской области 1768 иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели гражданство Российской Федерации. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", составило 1707. В том числе гражданство Российской Федерации приобрели участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, - 365 соотечественников и 228 членов семей участников Государственной программы (всего 593 человека), что больше, чем 2011 году, более чем в 4 раза.

В целях управления процессами в сфере трудовых отношений государственная миграционная политика исходит из анализа реальной потребности в трудовых мигрантах за прошедшие годы. В связи с этим на 2012 год в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 1434н "О распределении утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" квота на Тульскую область установлена в размере 21816.
В 2012 году Управлением Федеральной миграционной службы России по Тульской области оформлено 19733 разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. 90% выданных разрешений на работу приходится на рабочие профессии (подсобные рабочие, швеи, каменщики).
Наиболее востребованными профессиями среди квалифицированных специалистов являются генеральный директор предприятия, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов, директор по экономике, директор фирмы.
Наибольшее количество иностранных граждан, получивших разрешение на работу, прибыло из Узбекистана - 8816 (51%), Украины - 2575 (13%), Таджикистана 1758 (9%). Основными отраслями, в которых работают иностранные граждане, являются: сфера строительства - 35%, обрабатывающие производства - 29%, сфера услуг - 16%, сельское и лесное хозяйство - 13%.
В 2012 году Управлением Федеральной миграционной службы России по Тульской области оформлено 19624 патента иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе гражданам Узбекистана - 14097, Таджикистана - 2012, Армении - 1486, Азербайджана - 777, Молдовы - 562, Украины - 440, Киргизии - 199, лицам без гражданства - 45, Абхазии - 6.
В 2012 году в бюджет Тульской области поступило 117 млн. рублей, перечисленных иностранными гражданами за уплату налога на патент.
Анализ ситуации на региональном рынке труда показывает, что иностранная рабочая сила не оказывает существенного влияния на рынок труда. Наиболее востребован труд иностранных работников в области строительства, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, что позволяет восполнить недостаток собственных трудовых ресурсов в данных сферах экономики. Привлечение иностранных мигрантов к труду осуществляется с учетом интересов жителей области, при наличии вакантных мест приоритет отдается российским гражданам.

V. Прогноз развития миграционных процессов
Тульской области до 2025 года

Возрастная структура выступает одним из определяющих факторов развития демографических процессов. В Тульской области возрастная структура населения обладает отрицательным потенциалом демографического роста из-за высокой доли лиц в старших возрастах.
В ближайшие годы активного трудоспособного и репродуктивного возраста будут достигать малочисленные поколения родившихся в 1990-е гг. По сравнению с численностью женщин, находящихся сейчас в наиболее активном репродуктивном возрасте (20 - 29 лет), численность 15 - 24-летних, т.е. тех, кто придет им на смену через 5 лет, меньше на 17,6%, а численность 10 - 19-летних, т.е. тех, кто придет им на смену через 10 лет, меньше на 41,7%, или в 1,7 раза.
Существенные потери произойдут как в репродуктивном контингенте населения Тульской области, так и в трудоспособном. Только через 15 лет будут вновь достигать такие же примерно по численности контингенты трудоспособного возраста, как сейчас.
Изменение демографической динамики в Тульской области на период до 2025 года рассчитано на основе демографических прогнозов, выполненных в институте демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Прогноз численности населения Тульской области
в 2012 - 2030 гг.

(тыс. человек)

Варианты 2012 2015 2020 2025

Постоянный 1545 1502 1424 1338

Простое воспроизводство 1545 1523 1476 1416

Низкий 1545 1502 1443 1359

Средний 1545 1509 1470 1442

Высокий 1545 1513 1502 1515


Если параметры рождаемости и смертности в области зафиксировать на уровне 2011 года, то численность постоянного населения области (по варианту "Постоянный") без притока мигрантов к 2025 году сократится до 1338 тыс. человек.
Расчеты показывают, что при условии увеличения рождаемости до уровня, обеспечивающего простое замещение родительских поколений детскими (чуть более 2 рождений в расчете на одну женщину), численность населения области без притока мигрантов все равно сократится до 1416 тыс. человек (вариант "Простое воспроизводство").
Для оценки ожидаемых изменений в численности и возрастном составе населения для разных путей социально-экономического развития Тульской области было разработано три варианта демографических прогнозов. "Низкий", или худший, вариант соответствует инерционному пути социально-экономического развития области. Демографические индикаторы изменяются медленно (суммарный коэффициент рождаемости снижается на 0,06, а ожидаемая продолжительность жизни увеличивается на 3 года у мужчин и на 2 года у женщин). Миграционное сальдо из-за медленного экономического развития и влияния Московской агломерации сокращается до 20 тыс. человек для всего периода до 2025 года.
"Высокий" или лучший, с демографической точки зрения, вариант соответствует реализации исключительно успешной инновационной модели развития и активной социально-демографической политике. Он предполагает быстрый прогресс в области снижения смертности: рост ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, высокий миграционный прирост, в среднем до 10 тыс. человек ежегодно. Согласно "Высокому" варианту сальдо миграции за весь период прогнозирования составит до 130 тыс. человек.
Наиболее вероятный тренд грядущих изменений в населении представляет "Средний" вариант. Уровень рождаемости соответствует тому, который наблюдался в области в самом начале 1990-х гг. - 10,2 в расчете на 1000 человек населения. Среднегодовое значение миграционного прироста чуть превышает то, которое отмечено для 2003 - 2011 гг. При этом возрастной состав мигрантов изменится в пользу молодых рабочих возрастов. Прогнозируемая численность населения в 2025 году - 1442 тыс. человек.
Изменение численности и структуры населения подтверждают и прогнозные оценки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области. Согласно прогнозам, население области будет сокращаться и составит к 2031 году примерно 1311 тыс. человек, доля лиц старше трудоспособного возраста в области будет увеличиваться, а доля трудоспособного населения - сокращаться. Ожидается дальнейшее повышение демографической нагрузки на трудоспособное население (на 1000 лиц трудоспособного возраста - до 857 человек к 2031 году). Численность населения в трудоспособных возрастах по всем прогностическим вариантам будет сокращаться. Эта вариативность определяется исключительно изменениями в смертности и в миграции. Политика, направленная на сохранение и продление жизни населения, и миграционная политика могут смягчить текущие проблемы, возникающие из-за негативных изменений в возрастной структуре населения.

VI. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации Концепции предусматривает:
а) совершенствование нормативной базы по вопросам миграции;
б) разработку региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
в) реализацию задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, включенных в государственные и федеральные программы;
г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации и миграционной политики Тульской области при формировании регионального бюджета;
д) совершенствование системы взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Тульской области, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
е) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Тульской области миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития региона, а также последующую корректировку конкретных мер миграционной политики Тульской области.

VII. Ожидаемые результаты

Результатами реализации Концепции должны стать:
увеличение миграционного прироста населения;
улучшение демографической ситуации в Тульской области за счет добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом;
привлечение в Тульскую область высококвалифицированных специалистов и иных иностранных работников, востребованных на рынке труда Тульской области.


------------------------------------------------------------------