Распоряжение правительства Тульской области от 11.12.2013 N 1113-р "Об утверждении Инвестиционной стратегии Тульской области до 2030 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. № 1113-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

В целях определения приоритетов долгосрочной инвестиционной политики Тульской области, а также в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата на территории Тульской области, в соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области:
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Тульской области до 2030 года (приложение).
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ





Приложение
к распоряжению правительства
Тульской области
от 11.12.2013 № 1113-р

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии

Инвестиционная стратегия Тульской области (далее - Стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти области по созданию благоприятного инвестиционного климата в Тульской области и акцентирует внимание на инвестициях как ключевом элементе в системе стратегических целей и задач Тульской области.
Стратегия разработана на период до 2030 года на основе положений:
а) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
б) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
в) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р;
г) Программы социально-экономического развития Тульской области до 2015 года, утвержденной Законом Тульской области от 7 мая 2011 года № 1560-ЗТО.
Главной стратегической целью инвестиционной политики Тульской области является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для активизации предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого экономического роста и создание комфортных условий проживания. Реализация данной цели предполагает развитие инвестиционного потенциала области и достижение к 2030 году следующих целевых показателей:
увеличение годового объема инвестиций в основной капитал до 278 млрд. руб.;
увеличение инвестиций в основной капитал на душу населения до 180 тыс. руб. на 1 чел. в год;
создание 177 тыс. высокопроизводительных новых рабочих мест со средней заработной платой в 45 тыс. рублей.
Основными задачами Стратегии являются:
а) создание эффективной системы взаимодействия на основе механизмов государственно-частного партнерства между органами исполнительной власти Тульской области, местного самоуправления Тульской области и инвесторами для реализации инвестиционных проектов, базирующихся на:
опережающих технологиях путем создания сети малых инновационных предприятий в области прорывных технологий, что обеспечивает формирование нового технологического уклада;
догоняющих технологиях путем заимствования действующими предприятиями существующих прогрессивных технологических решений;
обеспечивающих технологиях в сфере транспортно-логистических, туристических и рекреационных услуг;
б) расширение инфраструктурных возможностей области для реализации инвестиционных проектов;
в) снижение административных барьеров и создание благоприятной экономической и правовой среды, способствующей расширению научно-технического потенциала;
г) развитие механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, создание системы льгот и преференций для участников инвестиционного процесса;
д) создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование положительного инвестиционного имиджа Тульской области;
е) формирование кадрового потенциала за счет развития профессионального образования, ориентированного на потребности новой экономики в области.

2. Анализ текущей ситуации и положения Тульской области в
"конкурентной среде". Конкурентные позиции Тульской области
на рынке привлечения инвестиций

2.1. Ключевые факторы, обуславливающие инвестиционную привлекательность Тульской области для потенциальных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Тульской области определяется следующим рядом факторов:
а) индустриальный характер экономики;
б) выгодное транспортно-географическое расположение;
в) обширная ресурсная база;
г) режим административного и налогового благоприятствования;
д) обеспеченность квалифицированными кадровыми ресурсами.
Внимание правительства Тульской области к развитию инвестиционной деятельности региона выражается в предоставлении инвесторам:
налоговых льгот (налог на прибыль организаций, налог на имущество);
содействия в оформлении земельных участков;
государственных гарантий Тульской области;
субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области;
субсидий из бюджета Тульской области на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса Тульской области;
сопровождения процедуры согласования проектно-сметной документации по правилу "одного окна" с выделением куратора проекта от органов исполнительной власти Тульской области;
бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области на финансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также на реализацию концессионных проектов.
Отраслевой анализ факторов, обуславливающих инвестиционную привлекательность региона, приведен в приложении № 1 к Стратегии.
2.2. Анализ текущей ситуации и оценка перспектив Тульской области в сфере привлечения инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал Тульской области за 2011 год составил 72579 млн. рублей (7 место в Центральном федеральном округе), за 2012 год - 82246 млн. рублей (8 место в Центральном федеральном округе). Регион демонстрирует внушительную динамику прироста инвестиций: так, среднегодовой темп прироста по Тульской области в 2007-2011 годах составил 19,0%, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель в целом по стране и почти в 3 раза - по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО).
При достаточно высокой доле инвестиций в валовом региональном продукте (26,1% в 2011 году) регион демонстрирует приемлемую эффективность инвестиционных проектов, которая в 2001 - 2011 гг. <1> составила 0,59, что немного ниже среднероссийского показателя и свидетельствует об акценте на капитальных вложениях в традиционные производства с приемлемой добавленной стоимостью.
--------------------------------
<1> Эффективность инвестиций в основной капитал - отношение прироста ВРП за 2001 - 2011 гг. к суммарному объему инвестиций в основной капитал за данный период времени (руб./руб.).

Основной объем инвестиций Тульской области поступает в базовые отрасли - обрабатывающие производства, а также транспортный сектор. В 2011 году существенный объем средств - 20076,7 млн. рублей был направлен на развитие энергетики. В то же время, характерно недофинансирование сектора услуг. Отличительной особенностью финансирования инвестиций в Тульской области выступает ориентация на собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме инвестиций составляет 51,1%, по Российской Федерации составляет 42,7%, по ЦФО - 41,4%. Область получает недостаточное финансирование из средств федерального бюджета: доля в общем объеме инвестиций составляет только 4,1% против 9,8% в целом по Российской Федерации (далее - РФ) и 10,5% по ЦФО, и незначительна доля регионального бюджета в финансировании инвестиций - 1,2%, в 6,6 раза меньше, чем в целом по РФ, и в 11 раз меньше, чем по ЦФО. В связи с низкой долей федерального и регионального бюджетов в общем объеме инвестиций недостаточно средств поступает на жилищное строительство - только 8,3% против 14,5% по РФ и 17,1% по ЦФО.
Особенности структуры инвестиций в разрезе источников финансирования отражаются на видовой структуре инвестиций. Из общего объема инвестиций 51,4% средств направляются на обновление производственного аппарата, в то время как по РФ этот показатель составляет только 35,2%. Данный коэффициент является, безусловно, позитивным и свидетельствует о том, что предприятия активно занимаются модернизацией производства.
Параметры, характеризующие инвестиционный процесс в Тульской области, в сравнении с показателями ЦФО и РФ в целом представлены в приложении № 2 к Стратегии.
2.3. Выявление позиций Тульской области среди регионов-конкурентов с точки зрения инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов.
По инвестиционной привлекательности область занимает стабильное положение в средней зоне среди окружающих регионов. По инвестиционному рейтингу Тульская область находится в средней зоне среди российских регионов и в 2010 - 2011 гг. по оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" имеет "пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1), что характерно для большинства областей ЦФО.

Таблица 1

Ранги составляющих инвестиционного риска в 2010 - 2011 гг.

(позиция в рейтинге)

Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий

35 39 24 27 30 52


Основной потенциал развития региона "Эксперт РА" видит в реализации инфраструктурных проектов.

Таблица 2

Ранги составляющих инвестиционного
потенциала в 2010 - 2011 гг.

(позиция в рейтинге)

Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно- Туристический
ресурсный

30 30 33 32 31 26 15 64 50


Тульская область имеет средний уровень инвестиционной привлекательности, что отражается в значительном объеме иностранных инвестиций.
Это также подтверждает долгосрочный кредитный рейтинг, рейтинг агентства Fitch Ratings по национальной шкале равен "А + (rus)", прогноз - "позитивный", по международной шкале в национальной и иностранной валютах - "ВВ", что на 3 ступени ниже суверенного.
Матрица инвестиционной привлекательности Тульской области среди регионов ЦФО представлена в приложении № 3 к Стратегии.
2.4. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности Тульской области.
В силу сложившихся исторических традиций, а также выгодного географического положения Тульская область является привлекательным регионом для осуществления инвестиций, что обусловлено следующим:
высокий потенциал рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения. Тульская область находится в центре одного из крупнейших промышленных комплексов в стране. В радиусе 500 - 600 км, экономически выгодном для транспортировки большинства видов продукции с высокой долей транспортных издержек, находятся пять субъектов Российской Федерации (Московская область, Калужская область, Орловская область, Липецкая область, Рязанская область) с населением более 12 млн. человек;
наличие высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки квалифицированных кадров. В области расположены три крупных высших учебных заведения: Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и Новомосковский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева". В Тульской области действуют 8 филиалов центральных российских государственных вузов, 6 негосударственных высших учебных заведений, 5 филиалов негосударственных организаций высшего профессионального образования и более 10 представительств государственных и негосударственных организаций высшего профессионального образования. В организациях высшего профессионального образования, включая все филиалы и представительства, обучаются около 45 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - более 25 тыс. человек;
высокий промышленный потенциал. Предприятия Тульской области способны обеспечить производство необходимых комплектующих для вновь создаваемых производств.
Отличительной особенностью области является соотношение экспорта и импорта - 6,2, по России данный показатель составляет только 2,0. Экспортную ориентацию обеспечивают в основном предприятия черной металлургии (экспортируют около 70% продукции) и химической промышленности (около 50%).
Доступность минерально-сырьевых ресурсов. Область обладает запасами бурого угля, оцениваемыми в 1,5 млрд. тонн, стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами примерно 200 млн. тонн, различных строительных материалов - известняков, глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, крупные месторождения торфа, источники минеральных вод.
Благоприятная административная среда. Тульская область стала одним из первых регионов, на территории которого осуществляется внедрение положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
В целях снижения административных барьеров в Тульской области при согласовании размещения производительных сил на территории региона действует режим "одного окна".
Богатое культурное наследие и наличие территорий, имеющих историческое и культурное значение, в том числе: Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле", являются притягательными для привлечения инвестиций в развитие туристическо-рекреационного бизнеса.
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности области представлен в приложении № 4 к Стратегии.
2.5. Нормативная правовая база инвестиционной деятельности в Тульской области.
В целях активизации инвестиционной деятельности в области приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие благоприятные условия, в том числе льготный режим налогообложения, для участников инвестиционной деятельности:
Инвестиционная декларация Тульской области, утвержденная распоряжением губернатора Тульской области от 29 мая 2013 года № 213-рг;
Закон Тульской области от 15 июля 2013 года № 1976-ЗТО "Об инвестиционном фонде Тульской области";
Закон Тульской области от 6 февраля 2010 года № 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области";
Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года № 1181-ЗТО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Закон Тульской области от 12 ноября 2007 года № 900-ЗТО "О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 30.05.2013 № 246 "О предоставлении субсидий из бюджета Тульской области на проведение мероприятий в сельском хозяйстве Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 24.06.2013 № 291 "Об утверждении Порядка присвоения статуса уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков";
Постановление правительства Тульской области от 24.06.2013 № 292 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг";
Постановление правительства Тульской области от 24.06.2013 № 293 "Об утверждении Порядка присвоения статуса индустриального парка";
Постановление правительства Тульской области от 16.07.2013 № 354 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 24.07.2013 № 367 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса Тульской области";
Постановление правительства Тульской области от 06.12.2011 № 230 "Об установлении критериев и требований к инвестиционным консультантам";
Постановление администрации Тульской области от 07.06.2011 № 458 "Об утверждении Правил использования бюджетных ассигнований бюджета Тульской области на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений";
Постановление администрации Тульской области от 30.05.2011 № 432 "Об утверждении Правил проведения проверки и Методики оценки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета Тульской области, на предмет эффективности использования средств бюджета Тульской области, направляемых на капитальные вложения";
Постановление администрации Тульской области от 10.09.2008 № 531 "Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется государственная гарантия Тульской области";
распоряжение правительства Тульской области от 20.12.2011 № 248-р "О создании комиссии по инвестиционной политике и развитию государственно-частного партнерства".
Для повышения эффективности правового регулирования инвестиционной деятельности и реализации Стратегии необходимо осуществлять постоянное совершенствование региональной нормативно-правовой базы.
2.6. Разработка предложений и механизмов повышения инвестиционной привлекательности Тульской области на основе использования мирового опыта и опыта других регионов по привлечению инвестиций.
Комплексный механизм повышения инвестиционной привлекательности Тульской области направлен на формирование комфортной среды и приемлемых условий для развития инвестиционной деятельности на территории региона и предусматривает реализацию следующих направлений:
а) повышение объемов государственной поддержки инвестиционной деятельности правительством Тульской области посредством увеличения государственного долга области с доведением доли регионального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал до средних показателей по ЦФО - 10,4% к 2030 году;
б) расширение перечня мер административно-правовой и налоговой поддержки инвестиций, включая:
совершенствование региональной нормативной правовой базы. В период реализации Стратегии будут разработаны и приняты нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации;
использование дополнительных мер налоговой политики. Предполагается предоставление льготных налоговых ставок, прежде всего по транспортному и земельному налогам, а также рассрочек и налоговых кредитов по местным и региональным налогам;
упорядочение вопросов землепользования. Планируется создание единого перечня инвестиционных площадок с описанием их параметров (наличие коммуникаций и возможность подключения к электросетям, уровень транспортного сообщения, правовой статус земельного участка и т.д.); повышение земельного налога на неиспользуемые земельные участки; первоочередное подведение коммуникаций к земельным участкам, предполагаемым к эксплуатации для жилищного строительства;
обеспечение комплексной поддержки кластерного развития. Основной акцент кластерной политики Тульской области будет сделан на поддержке приоритетных и потенциальных групп кластеров, для развития которых будут применяться специальные меры поддержки;
в) повышение эффективности работы органов исполнительной власти региона по привлечению инвестиций посредством внедрения в карты ключевых показателей эффективности (КПЭ) органов исполнительной власти Тульской области, коэффициентов, относящихся к стимулированию инвестиционной деятельности;
г) улучшение инвестиционного имиджа Тульской области посредством реализации мероприятий комплексного брендинга Тульской области.

3. Стратегические приоритеты и направления
инвестиционного развития Тульской области

Достижение цели Стратегии обеспечивается за счет реализации высокоэффективных инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и территориальными стратегическими приоритетами инвестиционного развития Тульской области.
Отраслевыми приоритетами инвестиционного развития Тульской области являются:
инновационное обновление традиционных отраслей экономики с целью расширения конкурентных позиций области на основе перехода к глубокой переработке сырья и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе:
в машиностроении - создание современных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", возрождение станкостроения, нацеленного на создание высокоточного оборудования, расширение спектра продукции для инфраструктурных отраслей;
в металлургии - освоение производств высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного машиностроения и стройиндустрии;
в строительной индустрии - обеспечение производства современных качественных и экологически чистых материалов для нужд жилищного и промышленного строительства;
в химической промышленности - развитие углехимии и спецхимии, создание новых химических производств при одновременной модернизации существующих предприятий с целью уменьшения их влияния на загрязнение окружающей среды;
в фармацевтической промышленности - освоение производства высокотехнологичной продукции и лекарственных препаратов, обеспечивающих импортозамещение, создание предприятий с полным технологическим циклом, начиная от производства субстанций до упаковки готовой продукции;
в агропромышленном комплексе - развитие животноводства и растениеводства с целью полного обеспечения области продуктами питания собственного производства; создание длинных технологических цепочек; освоение новых видов продукции, связанной с химической промышленностью.
Формирование "новой экономики", характеризующейся высоким удельным весом нематериальных активов, значительной долей интеллектуального труда в таких отраслях, как биотехнология, ракетно-космические, информационно-коммуникационные технологии, новые источники энергии.
Развитие инфраструктурного комплекса, предусматривающего реализацию инфраструктурных проектов в области транспорта и логистики с целью перераспределения части избыточных грузопотоков из московской агломерации, а также проектов по снятию электросетевых ограничений и ограничений по газоснабжению.
Реализация проектов, направленных на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду.
Территориальными приоритетами инвестиционного развития Тульской области являются:
развитие Тульской агломерации, обеспечивающей комплексный подход к решению планировочных, транспортных, энергетических и экологических направлений, входящих в агломерацию населенных пунктов;
кластерное развитие территорий, обеспечивающих ускоренное развитие районов, за счет концентрации ресурсов на финансировании "точек роста".
В целях консолидации и концентрации ресурсов правительства Тульской области на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации Стратегии предложен план мероприятий по приоритетным направлениям инвестиционного развития, который приведен в приложении № 5 к Стратегии. Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных направлений вышеуказанного плана мероприятий до 2018 года приведены в приложении № 6 к Стратегии.

4. Основные направления Стратегии

Ключевыми направлениями Стратегии в Тульской области являются:
реализация инфраструктурных проектов;
комплексная модернизация жилищно-коммунального комплекса, масштабное жилищное строительство для населения с низкими и средними доходами;
снятие электросетевых ограничений для обеспечения текущих и перспективных нужд потребителей;
строительство необходимой газотранспортной инфраструктуры для обеспечения потребностей химической и иных отраслей промышленности региона;
развитие транспортной инфраструктуры;
создание инфраструктуры инвестиционной деятельности - индустриальных и техно-парков, бизнес-инкубаторов;
развитие приоритетных инвестиционных направлений на основе сформированного потенциала базовых отраслей.

Химическая промышленность

Ключевым вектором развития химической промышленности Тульской области является освоение выпуска продукции конечного передела (профильно-погонажных, экструзионных и литьевых изделий, продукции на основе формальдегидных смол) на базе местного и привозного сырья и полуфабрикатов, возрождение в регионе горно-химической подотрасли.

Металлургия

Развитие металлургической промышленности Тульской области направлено на переход от выпуска продукции первого передела (передельный, литейный чугун), большая часть которого экспортируется для последующей переработки, на создание длинных технологических цепочек. Основными направлениями инвестирования выступают возрождение литья и проката стали, переход к изготовлению чугунных и стальных изделий для нужд отечественного машиностроения и стройиндустрии, а также развитие направления нанесения металлических покрытий.

Строительство

Путями дальнейшей эволюции отрасли являются развитие быстросборного энергоэффективного панельного домостроения (в т.ч. малоэтажного строительства) "под ключ" для населения с низкими и средними доходами, а также использование угольных золоотходов для производства строительных материалов и при прокладке автомобильных дорог.

Машиностроение

Направлениями инвестиционной стратегии в машиностроении являются:
расширение производства, освоение и выпуск современных систем вооружения для оборонного комплекса;
расширение спектра продукции для инфраструктурных отраслей (железнодорожного и транспортного машиностроения, оборудования для нефтегазовой отрасли);
создание условий для перемещения машиностроительных мощностей из Москвы и ближайшего Подмосковья.

Сельское хозяйство

Инвестиции в развитие сельского хозяйства должны быть направлены на:
расширение производства продукции растениеводства на основе современных технологий;
интенсивное развитие животноводства с целью полного обеспечения области продуктами питания собственного производства;
создание длинных технологических цепочек в агропромышленном комплексе за счет расширения объемов производства зерновых с их обработкой - помолом пшеницы в муку, создание цехов по переработке картофеля в картофель-фри, чипсы и другую продукцию для розничных сетей и сетей питания;
расширение производства экологически чистой продукции для фитнес-центров, магазинов и ресторанов здоровой пищи;
производство продукции, связанной с химической промышленностью (модифицированный крахмал, лизин-сульфаты, производство витаминов и т.д.).

Пищевая промышленность

Инвестиционная политика в пищевой промышленности направлена на закрепление позиций на региональном рынке и выход на межрегиональный и федеральный уровень с привлечением крупных игроков и раскрученных брендов. В значительной степени это можно обеспечить за счет переноса производств из Москвы и ближайшего Подмосковья.
Развитие туристической отрасли - создание Тульского туристического кольца с набором необходимой туристической инфраструктуры, интерактивных музеев, созданием сферы услуг гостеприимства мирового уровня, в т.ч. бизнес-центра делового туризма.
Развитие перспективных инвестиционных направлений на основе прогнозируемых запросов внешней среды.

Создание производств автокомпонентов

Формирование автокластера предполагает локализацию производства автокомпонентов. Новый кластер планируется наделить функциями координации объемов выпуска и ассортиментных позиций, контроля их качества, учета, мониторинга и организации информационной базы автокомпонентного рынка России. Это потребует создания производства компонентов для сборки автомобилей, автодеталей и другой продукции для автомобилестроения, привлечения современных технологий, развития и приобретения компетенций по сборке и производству ключевых автомобильных комплектующих, создания альянсов с ведущими мировыми производителями для обеспечения российского рынка качественными автомобильными узлами и комплектующими.

Возрождение станкостроения

Обеспечение технологической независимости отечественного машиностроения, импортозамещения и собственно развитие станкостроительной отрасли Тульской области выражается в необходимости организации серийного производства многоцелевых станков для машиностроения и военно-промышленного комплекса, а также мобильных станков для малого и среднего бизнеса.

Развитие медицинской и фармацевтической отраслей

Согласно программе "Фарма 2020" предполагается увеличить долю производимых на территории РФ лекарственных препаратов до 40%, в том числе при закупках в рамках государственных программ закупок предпочтение отдается тем препаратам, которые производятся на территории России. Это создает возможность для локализации значительного числа лекарственных средств, обеспечивающих импортозамещение.

Развитие новых поколений химии

Предусматривается создание углехимических производств продукции топливного и нетопливного назначения на основе частичного возрождения угледобычи, а также предприятий по выпуску химической продукции военного (малотоннажная химия для вооружений) и специального назначения для авиакосмической, приборостроительной и медицинской промышленности.
В сельском хозяйстве отдельное развитие получает производство продукции, ориентированной на сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, связанную с химической отраслью. К таковым относится модифицированный крахмал (в России не производится), лизин-сульфаты (амино-кислоты, используемые в свиноводстве и птицеводстве), производство витаминов.
Прогноз инвестиций в основной капитал по основным отраслям промышленности при целевом сценарии развития - интеллектуальном (новая индустриализация) - приведен в приложении № 7 к Стратегии.
Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание позитивного инвестиционного имиджа Тульской области.
В Тульской области используются и получат дальнейшее развитие инструменты и механизмы, повышающие инвестиционную привлекательность региона:
а) снижение административных барьеров:
разработка регламента сопровождения инвестиционных проектов в онлайн-режиме;
упрощение разрешительных процедур.
Создание эффективной системы управления инвестиционной деятельностью:
внедрение в практику проектного управления, ориентированного на результат;
построение эффективной системы инвестиционного аудита для отбора наиболее эффективных проектов, мониторинга их реализации;
применение инструментов и механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) при реализации инвестиционных проектов;
внедрение в практику бюджетного планирования проектного подхода, при котором формируется программный бюджет, ориентированный на экономические результаты и социальные эффекты от реализации программ и инвестиционных проектов;
б) развитие финансовых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности:
субсидирование части процентной ставки по кредитам;
предоставление государственных гарантий Тульской области, в том числе в виде залога имущества, находящегося в собственности Тульской области;
повышение прозрачности системы получения бизнесом бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора проектов, целевого характера выделения бюджетных средств, софинансирования проектов за счет бюджетных и внебюджетных средств, контроля за использованием бюджетных средств и эффективностью инвестиций, ответственности инвесторов за использование бюджетных средств.

Создание инфраструктуры для осуществления
инвестиционной деятельности

Согласно федеральному законодательству в Российской Федерации могут быть созданы особые экономические зоны четырех типов:
промышленно-производственные;
технико-внедренческие (инновационные);
портовые;
туристско-рекреационные;
с получением существенных льгот по уплате налогов и таможенных пошлин.
На территории Тульской области планируется создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) промышленного типа на базе Узловского индустриального парка.
Предполагается, что ОЭЗ будет формироваться на базе предприятий машиностроительного комплекса. В этом случае возможно включение таких предприятий в федеральные целевые программы, выделение дополнительных льгот федерального уровня и создание особых условий для выпуска инновационной продукции, ориентированной на выпуск инновационных товаров, связанных с производством продукции более высокого передела, а также выстраивание технологической цепочки с автомобильным кластером Калужской области.
В качестве альтернативы возможно формирование региональных особых экономических зон. Для создания региональных ОЭЗ необходимо внесение изменений в Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года № 1181-ЗТО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений", которые предусматривают:
определение региональной особой экономической зоны и порядка ее формирования;
регламентацию прав резидентов зоны и льгот, которые распространяются на этих резидентов, порядок взаимодействия резидентов ОЭЗ с регулирующими органами;
полномочия управляющей компании, курирующей создание такой зоны.
В рамках реализации Стратегии необходимо создавать индустриальные, технологические, логистические парки, выступающие промышленными площадками для реализации инвестиционных проектов. Для организации индустриальных парков необходимо создание промышленных площадок с инженерной, транспортной, энергоинфраструктурой, газо- и водоснабжением.
Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности.
Сложившаяся структура инвестиций на текущий момент не обеспечивает достижения стратегических задач, стоящих перед регионом, в части решения демографических проблем (повышение рождаемости, снижение смертности), направленных на увеличение численности населения.
Для решения этих задач необходимо активизировать жилищное строительство. Увеличение объемов жилищного строительства для населения с низкими и средними доходами дает толчок развитию смежных отраслей и является генератором экономического роста. Стратегия предусматривает опережающие темпы роста инвестиций за счет средств федерального и регионального бюджетов, которые направляются на жилищное строительство.
Существенным источником привлечения инвестиционных ресурсов являются заемные средства, привлекаемые предприятиями под реализацию инвестиционных проектов. Для снижения процентной ставки по заемным средствам область предоставляет гарантии возврата этих ресурсов, принимая на себя определенные риски. Для минимизации рисков по выданным гарантиям производится инвестиционный аудит проектов, осуществляется расчет эффективности возврата вложенных средств. Стратегия предполагает повышение доли региона в структуре инвестиций и концентрации инвестиционных ресурсов на наиболее перспективных направлениях.
С целью формирования комфортного и привлекательного инвестиционного климата региона предлагается реализация мероприятий, направленных на создание комплексного механизма стимулирования инвестиционной активности на территории Тульской области. Перечень предлагаемых мер по поддержке инвестиционной деятельности включает:
обеспечение субсидирования из бюджета Тульской области процентов по кредитным и лизинговым платежам, связанным с реализацией инвестиционных проектов на территории региона;
передачу государственного имущества в аренду по льготным ставкам;
предоставление земельных участков инвесторам под контракты-обязательства по застройке производственной, туристической инфраструктуры и развитию сельскохозяйственных производств по льготным ставкам;
предоставление бюджетных субсидий на компенсацию части затрат по инвестиционным проектам, имеющим инновационную направленность;
упорядочение вопросов землепользования: создание единого перечня инвестиционных площадок с описанием их параметров;
повышение земельного налога на неиспользуемые земельные участки; первоочередное подведение коммуникаций к земельным участкам, предполагаемым к эксплуатации для жилищного строительства.
Создание системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.
Предлагаемые мероприятия соответствуют приоритетам Стратегии и являются наиболее эффективными и сбалансированными механизмами реализации ее задач.
Комплексная система привлечения инвестиций предусматривает следующие направления:

Совершенствование региональной
нормативной правовой базы

На основе данных анализа реализации инвестиционных проектов с участием Тульской области будет рассматриваться вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты Тульской области и принятии новых законов. Принимаемые нормативные правовые акты не должны противоречить Стратегии и Инвестиционной декларации Тульской области и ухудшать положение инвесторов.

Формирование канала прямой связи инвесторов
с правительством Тульской области

В Тульской области для эффективного сотрудничества органов исполнительной власти и предпринимателей создан Инвестиционный портал в формате онлайн-коммуникаций. Его основной задачей будет являться выстраивание четкой цепочки взаимодействия - от регистрации на портале предпринимателем инвестиционного проекта до получения господдержки проектной компанией.

Использование мер налоговой политики: предоставление
льготных налоговых ставок, рассрочек и налоговых кредитов
по местным и региональным налогам

Возможно установление дополнительных налоговых льгот в части налогов, зачисляемых в бюджет Тульской области (прежде всего транспортного и земельного налогов), в соответствии с допустимыми пределами, установленными федеральным и региональным законодательством, и предоставление инвестиционного налогового кредита (решения об изменении сроков уплаты налогов) по налогу на прибыль организаций по ставке, зачисляемой в бюджет области.

Долевое финансирование инвестиционных
проектов с использованием механизмов ГЧП

С целью содействия в реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития области, возможно использование средств бюджета области в рамках реализации инвестиционных проектов путем участия Тульской области в формировании корпоративных структур с участием частного и государственного капитала и реализации инвестиционных проектов.
От имени Тульской области в проектах ГЧП в области участвует открытое акционерное общество "Тульская региональная корпорация развития ГЧП" (далее - Корпорация), 100% акций которого находится в государственной собственности области. В рамках данного механизма Корпорация выступает учредителем проектных компаний с участием частного инвестора. Финансирование расходов Корпорации на реализацию инвестиционных проектов осуществляется путем приобретения акции Корпорации в государственную собственность области за счет средств бюджета области. Суть данного механизма заключается в том, что инвестор берет на себя обязательство по осуществлению определенного объема инвестиций в основной капитал с целью развития или создания на территории Тульской области производства в одной из приоритетных отраслей. В свою очередь, правительство Тульской области при этом берет на себя обязательства по строительству объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Формирование земельных участков с готовой дорожной и
инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и
затрат инвестора на этапе предоставления земельных
участков для строительства и выдачи разрешений
на строительство

В Тульской области создается комплекс инфраструктурных площадок, обеспечивающих существенное сокращение сроков реализации инвестиционных проектов, способствующих повышению уровня инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Формирование производственных кластеров

В Тульской области запланировано формирование 15 промышленных кластеров.
Привлечение инвестиций в рамках реализации Стратегии осуществляется во взаимосвязи с программами социально-экономического развития страны и области и при помощи системы мер и механизмов инвестиционного развития:
федеральных целевых программ;
государственных программ, утверждаемых правительством Тульской области;
инструментов и механизмов ГЧП с использованием финансовых ресурсов институтов развития;
инвестиционных программ естественных монополий.

Кадровое обеспечение инвестиций

Для реализации Стратегии Тульская область осуществляет целенаправленную политику по кадровому обеспечению инвестиционной деятельности путем подготовки и переподготовки работников предприятий в связи с изменениями технологических процессов, выпуском новых видов продукции, а также привлечения в регион специалистов соответствующей квалификации. Основными направлениями кадрового обеспечения инвестиционного процесса являются:
а) создание условий для трудовой мобильности, предусматривающих:
создание базы данных о специалистах и формирование системы оповещения жителей других регионов об имеющихся вакансиях на предприятиях Тульской области;
ускоренное создание инфраструктуры для приезжающих российских граждан и трудовых мигрантов (жилье, школы, медицинские учреждения);
б) построение системы подготовки и переподготовки кадров, которая предполагает согласование учебных планов и программ учебных заведений, готовящих специалистов для реального сектора экономики, с запросами инвесторов и приоритетными направлениями развития Тульской области и привлечение специалистов-практиков к проведению занятий в высших и средних специальных учебных заведениях.

5. Оценка эффективности Стратегии

5.1. Система показателей оценки эффективности Стратегии.
Стратегия Тульской области, являясь инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение стратегических ориентиров инвестиционной политики региона в рамках трех целевых сценариев:
инерционный сценарий из складывающихся тенденций, следуя которым Тульская область будет развиваться среднероссийскими темпами, заложенными в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Такой путь развития не в состоянии обеспечить достижение амбициозной цели - роли Тульской области в качестве региона нового индустриального и инновационного развития, оптимально встроенного в мировое разделение труда;
экстенсивный сценарий (масштабный рост) развития промышленного комплекса как основы экономического роста в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;
интеллектуальный сценарий (новая индустриализация) предполагает инвестиционно-инновационный прорыв путем опережающего освоения ключевых направлений нового технологического уклада; достижение среднегодовых темпов роста валового регионального продукта в размере 4,8% (в реальном выражении) при активизации инвестиционной деятельности; увеличение притока инвестиций в высокотехнологичный сектор к 2030 году в 3,4 раза; интенсивные меры правительства Тульской области, позволяющие сформировать долгосрочный потенциал динамичного роста; развитие сферы услуг и отраслей с высокой добавленной стоимостью.
Формирование сектора новой экономики предполагает создание 177 тысяч новых высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих формирование устойчивого среднего класса населения, лояльного к проживанию на территории области.
Для Тульской области наиболее оптимальным сценарием является интеллектуальный, который позволит обеспечить "участие" в новой длинной волне технологического экономического развития путем опережающего освоения ключевых направлений нового технологического уклада. При освоении ключевых направлений развития нового технологического уклада, не концентрируя капитал на устаревших производствах, у Тульской области растут шансы на формирование привлекательного центра для притяжения инвестиций.
Кумулятивный социально-экономический эффект от реализации Стратегии за 2012 - 2030 гг. составляет 2755523 млн. руб., а интегральный индикатор экономической эффективности, рассчитанный в соответствии с методикой Министерства регионального развития Российской Федерации, равен 16,5%, что свидетельствует о том, что шестая часть прироста валового регионального продукта к 2030 году будет получена за счет выполнения мероприятий Стратегии.
Показатели оценки эффективности Стратегии приведены в приложении № 8 к Стратегии.
5.2. Методика оценки социальных, экономических результатов и экологических последствий реализации Стратегии.
Методика проведения оценки социально-экономической эффективности Стратегии предусматривает:
расчет совокупного объема инвестиций в основной капитал Тульской области;
расчет выручки созданных в результате осуществления инвестиций проектных компаний;
расчет бюджетного эффекта от реализации Стратегии;
расчет количества создаваемых новых рабочих мест;
расчет добавленной стоимости от реализации Стратегии (EBITDA, заработная плата работников, арендная плата);
сравнение ожидаемых эффектов и затрат, приведение их к сопоставимому виду с помощью соответствующих индексов.
В целом социально-экономическая эффективность Стратегии рассчитана как совокупный общественный эффект с учетом последствий реализации интеллектуального сценария для населения и хозяйственного комплекса Тульской области в целом. Стратегия признается эффективной в случае соответствия или превышения фактических показателей ее реализации установленным целевым коэффициентам интеллектуального сценария развития (новая индустриализация), указанным в приложении № 8 к Стратегии.
5.3. Механизм мониторинга основных показателей реализации Инвестиционной стратегии.
Мониторинг реализации Стратегии - основа ее оперативного информационного сопровождения и база аналитического обеспечения. Получение оперативной информации позволит своевременно выявить и выполнить анализ происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций, своевременной и обоснованной корректировки основных положений Стратегии.
К объектам мониторинга относятся:
а) программные документы - утвержденный текст Стратегии и ее обновленные версии;
б) основные показатели каждого из инвестиционных проектов:
технические характеристики проекта и их уточнение в ходе его реализации; аналогично - технико-экономические показатели, а также отчетные, текущие показатели реализованного проекта;
сведения об инвестировании проекта (источники, объемы, условия);
бизнес-план и паспорт проекта, обосновывающие материалы, материалы экспертиз проекта;
материалы аудита предприятия, где проект реализуется;
сведения о вводах отдельных объектов, мощностей в рамках проекта;
сведения об эмиссии акций под реализацию проекта и их размещении, выплате дивидендов, выдаче и погашении займов, кредитов и ссуд;
факты невыполнения, некачественного или несвоевременного выполнения заданий проекта с указанием и анализом причин;
в) исходное состояние и изменение правовой базы области в период реализации Стратегии;
г) существенные для инвестиционной деятельности области федеральные правовые акты.
К основным мероприятиям, проводимым в процессе мониторинга Стратегии, относятся:
определение соответствия фактического состояния дел и условий тем, которые были приняты в качестве основополагающих параметров в Стратегии;
корректировка отдельных положений, которые не могут кардинальным образом повлиять на достижение установленных Стратегией целей;
организация разработки новой Стратегии в случае невозможности достижения целей имеющейся Стратегии в связи с несовместимостью сложившихся условий с исходными предпосылками.
Первичную информацию в системе мониторинга основных показателей реализации Стратегии предоставляют предприятия всех отраслей всех форм собственности, финансовые, налоговые и другие службы, органы исполнительной власти и местного самоуправления, иные участники.
Основными контролируемыми параметрами являются:
а) показатели социально-экономического развития области при реализации Стратегии;
б) выполнение программных мероприятий, предусмотренных в Стратегии;
г) совокупный бюджет реализуемых/реализованных на территории Тульской области инвестиционных проектов;
д) бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов;
е) количество созданных новых рабочих мест;
ж) среднемесячная заработная плата;
з) добавленная стоимость от реализации инвестиционных проектов.
Организацию этой работы и ее выполнение принимает министерство экономического развития Тульской области. Результатом деятельности по мониторингу является ежегодное представление правительству Тульской области специального доклада "О реализации Инвестиционной стратегии Тульской области", являющегося основой для формирования ежегодного послания губернатора Тульской области об инвестиционном климате в Тульской области.
Основным результатом мониторинга Стратегии является организация ее уточнения не реже чем раз в 5 лет на предстоящий 5-летний период с формированием основных ориентиров на более долгосрочную перспективу.

6. Механизм корректировки и реализации Стратегии

Основным механизмом реализации Стратегии являются государственные программы, утверждаемые правительством Тульской области и содержащие увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических и организационно-хозяйственных мероприятий.
Участниками реализации Стратегии являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие или планирующие осуществлять деятельность на территории Тульской области, территориальные органы федеральных органов власти Российской Федерации, органы государственной власти Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенные на территории Тульской области, институты развития, общественные объединения, коммерческие, банковские и иные организации.
На начальном этапе реализации Стратегии необходима жесткая централизация принятия инвестиционных решений в отношении выделения бюджетных ассигнований Тульской области, что обусловлено ограниченностью финансовых ресурсов и необходимостью их концентрации на прорывных направлениях. Комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет правительство Тульской области, которое:
определяет объемы финансирования мероприятий на очередной финансовый год и на весь период реализации Стратегии;
принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования Стратегии.
Механизмом общественного контроля над ходом реализации Стратегии являются ежегодные послания губернатора Тульской области об инвестиционном климате в Тульской области.

Организационно-функциональная матрица ответственности
за реализацию Стратегии


Направление развития Ответственные исполнители
инвестиционной
деятельности
Тульской области

Формирование Министерство экономического развития Тульской
благоприятного области
инвестиционного климата

Развитие ресурсно- Министерство промышленности и топливно-
сырьевого потенциала энергетического комплекса Тульской области,
министерство природных ресурсов и экологии
Тульской области, министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Тульской
области, комитет лесного хозяйства Тульской
области, министерство экономического развития
Тульской области, администрации муниципальных
районов и городских округов Тульской области (по
согласованию)

Развитие индустриального Министерство промышленности и топливно-
комплекса энергетического комплекса Тульской области,
министерство экономического развития Тульской
области, администрации муниципальных районов и
городских округов Тульской области (по
согласованию)

Развитие Министерство сельского хозяйства Тульской
агропромышленного области, министерство экономического развития
комплекса Тульской области, администрации муниципальных
районов и городских округов Тульской области (по
согласованию)

Развитие Министерство культуры и туризма Тульской
туристско-рекреационного области, министерство экономического развития
комплекса Тульской области, администрации муниципальных
районов и городских округов Тульской области (по
согласованию)

Развитие рынка сбыта Министерство экономического развития Тульской
области, комитет Тульской области по
предпринимательству и потребительскому рынку

Развитие транспортной Министерство транспорта и дорожного хозяйства
инфраструктуры Тульской области, министерство экономического
развития Тульской области

Развитие Министерство строительства и жилищно-
инженерно-коммунальной коммунального хозяйства Тульской области,
инфраструктуры министерство экономического развития Тульской
области

Развитие социальной Министерство труда и социальной защиты Тульской
инфраструктуры области, министерство образования Тульской
области, министерство культуры и туризма
Тульской области, комитет Тульской
области по спорту и молодежной политике,
министерство здравоохранения Тульской области,
министерство экономического развития Тульской
области

Развитие инновационной Министерство промышленности и топливно-
системы энергетического комплекса Тульской области,
министерство экономического развития Тульской
области

Оперативное управление и Министерство экономического развития Тульской
корректировка Стратегии области

Информационное Комитет Тульской области по печати и
сопровождение Стратегии телерадиовещанию, комитет Тульской
области по информатизации и связи

Стратегическое Первый заместитель губернатора
управление Тульской области - председатель правительства
Тульской области






Приложение № 1
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

Отраслевой анализ
факторов, обуславливающих инвестиционную
привлекательность Тульской области

Рисунок не приводится.





Приложение № 2
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

Основные параметры
инвестиционной деятельности Тульской области

Таблица 2.1

Инвестиции в основной капитал
в фактически действовавших ценах, млн. руб.


Территория 2000 2007 2008 2009 2010 2011 Прирост
2011 к
2010, %

Российская 1165234 6716222 8781616 7976013 9151411 10776839 17,8%
Федерация

Центральный ФО 303918 1779599 2278329 1928138 1890966 2360371 24,8%

Тульская область 10197 36208 55363 61518 66028 72579 9,9%


График 2.1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

Рисунок не приводится.

Таблица 2.2

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, %


Территория 2000 2007 2008 2009 2010 2011 Изменение
2011
к 2010
(разница),
%

Российская 20,3% 24,0% 25,9% 24,9% 24,5% 24,5% 0,1%
Федерация

Центральный ФО 16,5% 17,4% 18,0% 16,9% 14,2% 14,8% 0,7%

Тульская область 24,2% 20,8% 23,9% 28,6% 27,8% 26,1% -1,8%


Таблица 2.3

Эффективность инвестиций в основной капитал, руб./руб.


Территория Прирост ВРП Суммарные инвестиции Эффективность
2001 - 2011, в основной капитал инвестиций в
млн. руб. 2001 - 2011, основной капитал,
млн. руб. руб./руб.

Российская Федерация 36755209 60061731 0,61

Центральный ФО 13693641 14545796 0,94

Тульская область 225349 381958 0,59


Таблица 2.4

Иностранные инвестиции в экономику РФ, млн. долл.


Территория 2000 2007 2008 2009 2010 2011 Суммарные
инвестиции
в 2007 - 2011

Российская Федерация 10958 120941 103769 81927 114746 190643 612027

ЦФО 4671 78722 55393 49436 76700 136253 396504

Тульская область 82 177 429 489 366 505 1966


Таблица 2.5

Объем прямых иностранных инвестиций
в расчете на 1 жителя РФ, долл./чел.


Территория 2010 2011 Прирост 2011 к 2010, %

Российская Федерация 96,6 128,9 33,4%

Центральный ФО 212,6 211,5 -0,5%

Тульская область 158,6 67,4 -57,5%


Таблица 2.6

Структура инвестиций в основной капитал
по видам экономической деятельности, %


Сектор экономики Тульская Тульская Тульская Тульская Тульская Российская
область, область, область, область, область, Федерация,
2007 2008 2009 2010 2011 2011

Сельское хозяйство, охота 6,9% 4,7% 3,2% 2,6% 3,9% 2,4%
и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,1%

Добыча полезных 0,5% 0,6% 0,4% 0,1% 0,4% 12,1%
ископаемых

Обрабатывающие 29,5% 31,2% 35,7% 35,1% 25,8% 10,9%
производства

Производство и 8,2% 4,7% 3,8% 11,1% 27,7% 8,5%
распределение
электроэнергии, газа и
воды

Строительство 1,2% 0,8% 0,3% 0,4% 2,5% 1,5%

Оптовая и розничная 2,0% 6,3% 2,0% 1,5% 3,5% 1,6%
торговля, ремонт
автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых
изделий и предметов
личного пользования

Гостиницы и рестораны 0,2% 0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,3%

Транспорт 7,5% 13,1% 20,1% 20,2% 6,1% 18,1%

Связь 1,3% 1,6% 1,7% 2,0% 2,3% 2,6%

Финансовая деятельность 0,7% 0,6% 0,5% 0,6% 0,7% 1,1%

Операции с недвижимым 7,3% 4,3% 3,3% 4,3% 2,5% 5,7%
имуществом, аренда и
предоставление услуг

Государственное 1,0% 1,1% 0,5% 0,5% 1,6% 1,2%
управление и обеспечение
военной безопасности,
социальное страхование

Образование 1,3% 1,0% 0,6% 0,5% 0,2% 1,6%

Здравоохранение и 3,2% 2,5% 1,6% 1,2% 1,9% 1,6%
предоставление
социальных услуг

Предоставление прочих 0,9% 1,6% 1,2% 1,1% 0,5% 2,2%
коммунальных, социальных
и персональных услуг

Прочие 28,2% 25,7% 25,1% 18,9% 20,3% 28,5%


Таблица 2.7

Структура инвестиций в основной капитал
по источникам финансирования в 2011, %


Территория Собственные Привлеченные Из них
средства средства
кредиты бюджетные Из них
банков средства
федеральный бюджеты
бюджет субъектов
РФ

Российская Федерация 42,7% 57,3% 7,7% 18,8% 9,8% 7,9%

Центральный ФО 41,4% 58,6% 9,1% 24,9% 10,5% 13,2%

Тульская область 51,1% 48,9% 16,4% 7,4% 4,1% 1,2%


Таблица 2.8

Структура инвестиций в основной капитал
по видам основных фондов в 2011, %


Территория Жилища Здания Машины, Прочие
(кроме жилых) оборудование,
и сооружения транспортные
средства

Российская Федерация 14,5% 44,1% 35,2% 6,2%

Центральный ФО 17,1% 38,0% 42,5% 2,3%

Тульская область 8,3% 37,6% 51,4% 2,6%


Таблица 2.9

Объем инвестиций, привлеченных на 1 работника
государственных органов и органов местного самоуправления,
млн. руб./чел.


Территория 2000 2007 2008 2009 2010 2011 Прирост
2011 к
2010, %

Российская Федерация 1,0 4,1 5,3 4,8 5,6 6,7 21,0%

Центральный ФО 1,1 4,6 5,8 4,9 4,9 6,3 28,8%

Тульская область 0,8 2,1 3,1 3,5 3,9 4,6 16,0%






Приложение № 3
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

Матрица
инвестиционной привлекательности
Тульской области среди регионов ЦФО

Рисунок не приводится.





Приложение № 4
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

SWOT-анализ
инвестиционной привлекательности Тульской области


Сильные стороны: Слабые стороны:
- выгодное транспортно- - инфраструктурные ограничения:
географическое расположение; электросетевые, лимиты по
- богатое культурное наследие; газоснабжению;
- обширные запасы энергетических и - высокая доля ветхого и аварийного
строительных полезных ископаемых; жилья;
- режим административного и - высокий уровень загрязнения
налогового благоприятствования; окружающей среды;
- по сравнению с другими областями - сложная социально-демографическая
достаточно развитая ситуация;
инфраструктура; - слабое развитие финансовых
- в Тульской области сохранился институтов;
индустриальный каркас экономики; - недостаточное количество
- наличие высококвалифицированных инфраструктурно подготовленных
кадров инвестиционных площадок;
- высокий уровень износа основных
фондов

Возможности: Угрозы:
- выстраивание конечных - продолжение оттока наиболее
технологических цепочек с профессиональных кадров в московский
максимизацией создания добавочной регион;
стоимости в химической и - риск "эффекта воронки": притяжение
металлургической отраслях, ресурсов отдельными промышленными
машиностроении и пищевой центрами в ущерб комплексному развитию
промышленности; тульской агломерации;
- строительство транспортной - ограничение развития туристической
инфраструктуры и мультимодальных отрасли: пренебрежение проблемами
логистических комплексов на плохой экологической ситуации в
юге области; районах, наиболее привлекательных для
- обеспечение подключения части развития данного бизнеса;
промышленных потребителей и - нерешение проблемы ветхого и
возведения новых жилых аварийного жилья при ограничении
микрорайонов за счет пуска в объемов бюджетной поддержки предельным
эксплуатацию двух блоков уровнем государственного долга
Черепетской ГРЭС мощностью
450 МВт начиная с конца 2013 года;
- освоение угольных месторождений
для нужд химической промышленности
при разработке технологий нового
поколения использования угля;
- реализация планов руководства
региона по развитию инвестиционной
инфраструктуры, включая заявленное
строительство индустриальных
парков в 6 районах области;
- расширение спектра мер
административной и налоговой
поддержки (в т.ч. добавление
линейки льгот по транспортному
налогу, земельному налогу,
обеспечение субсидирования
процентов по кредитным и
лизинговым платежам, связанным с
реализацией инвестиционных
проектов на территории области);
- организация формирования
кадрового потенциала за счет
развития профессионального
образования, ориентированного на
потребности новой экономики в
области;
- установление системы
долгосрочного тарифообразования в
жилищно-коммунальном хозяйстве
(5 - 7 лет) и предоставление
государственных гарантий на тарифы
на срок окупаемости инвестиционных
проектов






Приложение № 5
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

План
мероприятий приоритетных направлений
инвестиционного развития Тульской области


№ Мероприятия Инструменты и Срок Целевой Ответственный
п/п механизмы показатель исполнитель

1. Создание эффективной системы управления инвестиционной
деятельностью и развитие государственно-частного партнерства

1.1 Внедрение в практику Принятие и внесение По мере Принятие Министерство
управления и финансирования изменений в необходимости нормативных экономического
инвестиционных проектов, законодательные правовых актов развития Тульской
инструментов и механизмов акты в сфере области
ГЧП (концессионные государственно-
соглашения, контракты частного
жизненного цикла и др.) партнерства и
активизация
механизмов его
реализации

1.2 Совершенствование Внесение изменений По мере Принятие Министерство
инвестиционного в нормативные необходимости нормативных экономического
законодательства Тульской правовые акты правовых актов развития Тульской
области по вопросам области
инвестиционной
деятельности

1.3 Создание проектных офисов Разработка 2013 - 2015 Принятие Министерство
сопровождения инвестиционных нормативных нормативных экономического
проектов, построение эффективной правовых актов, правовых актов развития Тульской
системы инвестиционного аудита регламентирующих области
деятельность по
управлению
инвестиционными
проектами

1.4 Формирование единой базы Систематическое 2013 - 2030 Создание Министерство
реализуемых инвестиционных рассмотрение единой базы экономического
проектов и ее ежеквартальная перечня на комиссии инвестиционных развития Тульской
актуализация по инвестиционной проектов области
политике и
развитию ГЧП

1.5 Активизация работы Разработка 2013 - 2015 В соответствии Министерство
муниципальных образований муниципальных с целевыми экономического
по привлечению инвестиций программ улучшения показателями развития Тульской
инвестиционного муниципальных области,
климата программ администрации
муниципальных
районов (городских
округов) Тульской
области

2. Расширение инфраструктурных возможностей области для осуществления инвестиционной деятельности

2.1 Модернизация и реконструкция Постоянно В соответствии Министерство
жилищно-коммунальной с государственной строительства и
инфраструктуры. Привлечение программой жилищно-
частных инвестиций в объекты коммунального
данной инфраструктуры хозяйства Тульской
области

2.2 Упрощение доступа Сокращение сроков Постоянно Сокращение сроков Органы
предпринимателей к оказания услуг оказания услуг исполнительной
инфраструктуре субъектов в соответствии власти Тульской
инфраструктурных монополий с дорожными области
картами,
разработанными
Агентством
стратегических
инициатив

2.3 Создание индустриальных парков и Формирование 2013 - 2030 10 новых Министерство
промышленных зон с обеспечением нормативной индустриальных экономического
их необходимой инфраструктурой правовой базы и парков к 2030 г. развития Тульской
финансирование из области,
бюджета области министерство
затрат на создание имущественных и
инфраструктуры земельных отношений
Тульской области,
министерство
строительства и
жилищно-
коммунального
хозяйства Тульской
области,
ОАО "Корпорация
развития Тульской
области"

2.4 Создание региональных особых Нормативное 2014 - 2020 Создание Министерство
экономических зон закрепление региональных экономического
функционирования особых развития Тульской
региональных особых экономических области,
экономических зон зон туристско- ОАО "Корпорация
рекреационного развития Тульской
типа - 3, области"
промышленного
типа - 2 и
логистического
типа - 2

3. Развитие механизмов стимулирования инвестиционной деятельности,
создание системы льгот и преференций для участников инвестиционного процесса

3.1 Использование потенциала и Организация Постоянно Увеличение Министерство
возможностей российских и взаимодействия с количества экономического
международных институтов российскими и организаций, развития Тульской
развития, инвестиционных и международными воспользовавшихся области, комитет
венчурных фондов, банков, институтами поддержкой Тульской области по
инвестиционных агентств, развития, институтов предпринимательству
специализированных финансовых инвестиционными и развития и потребительскому
организаций по финансированию и венчурными фондами, рынку, ОАО
поддержке инвестиций на банками, "Корпорация развития
территории Тульской области инвестиционными Тульской области"
агентствами,
специализированными
финансовыми
организациями

3.2 Применение дополнительных Внесение изменений 2014 г. - Система Министерство
механизмов стимулирования в Закон Тульской внесение долгосрочных экономического
инвестиционной деятельности: области изменений в налоговых льгот и развития Тульской
обеспечение субсидирования от 18 декабря Закон Тульской других мер области,
из бюджета Тульской области 2008 года области государственной министерство
процентов по кредитным и № 1181-ЗТО "О от 18 декабря поддержки имущественных и
лизинговым платежам, государственном 2008 года земельных отношений
связанным с реализацией регулировании № 1181-ЗТО; Тульской области,
инвестиционных проектов на инвестиционной 2014 - комитет Тульской
территории региона; деятельности на 2030 гг. - области по
передача государственного территории Тульской применение мер предпринимательству
казенного имущества в аренду области, стимулирования и потребительскому
по льготным ставкам; осуществляемой в рынку, министерство
внесение государственного форме капитальных финансов Тульской
казенного имущества, в том вложений". Принятие области
числе средств областного новых нормативных
бюджета, в качестве вкладов в правовых актов
уставные капиталы открытых
акционерных обществ,
являющихся субъектами
инвестиционной деятельности;
безвозмездная передача/передача
в аренду по льготным ставкам
земельных участков инвесторам
под контракты-обязательства по
застройке производственной,
туристической инфраструктуры и
развитие сельскохозяйственного
производства; предоставление
бюджетных субсидий на
компенсацию части затрат по
инвестиционным проектам,
имеющим инновационную
направленность

4. Создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности,
формирование положительного инвестиционного имиджа Тульской области

4.1 Участие в международных и Постоянно Министерство
российских инвестиционных и экономического
экономических форумах, развития Тульской
саммитах, выставках и области,
конференциях с целью ОАО "Корпорация
информирования потенциальных развития Тульской
инвесторов об инвестиционном области"
потенциале Тульской области

4.2 Формирование инвестиционного Обсуждение и 2013 - 2014 Узнаваемость Министерство
бренда Тульской области принятие бренда бренда Тульской экономического
Тульской области области в РФ и за развития Тульской
рубежом области

4.3 Модернизация регионального Обновление Ежегодно "Одно окно", Комитет Тульской
сайта, посвященного организации содержания прием области по
инвестиционной деятельности сайта online-заявок информатизации и
на размещение связи,
ОАО "Корпорация
развития Тульской
области"

4.4 Формирование единой базы Разработка и Постоянно Не менее Министерство
данных об инвестиционных внедрение базы 50 площадок экономического
площадках по всем муниципальным данных brownfield и развития Тульской
образованиям Тульской области с 100 площадок области
описанием их параметров (наличие greenfield
коммуникаций и возможность
подключения к электросетям,
уровень транспортного сообщения,
правовой статус земельного
участка)

4.5 Подготовка информационных Организация выпуска Ежегодно Издание Министерство
материалов для инвесторов "Путеводитель "Путеводитель экономического
инвестора" инвестора" развития Тульской
области






Приложение № 6
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

Бюджетные ассигнования
на реализацию приоритетных направлений плана мероприятий
Инвестиционной стратегии Тульской области до 2018 года


Степень Инвестиционные предложения, Объем Объем
приоритетности инициируемые правительством необходимых бюджетных
Тульской области инвестиций, ассигнований,
млн. руб. <2> млн. руб.


1 Строительная индустрия

1 Создание производства 1100 275
строительных модульных
конструкций, в т.ч.
малоэтажного строительства,
для скоростного возведения
жилых зданий с применением
современных западных
энергосберегающих технологий
"под ключ" для населения с
низкими и средними доходами на
основе использования
собственных строительных
полезных ископаемых (в т.ч.
бурых углей) и угольных
отходов

2 Химическая промышленность

1 Создание производства 1200 300
промышленного текстиля <3>,
импортируемого для
автомобильной промышленности и
стройиндустрии

2 Создание производств 1200 300
инновационного продукта -
сингаза из бурых углей и
угольных отходов: сырье для
производства промышленных
химикатов, медицинских
препаратов, топлива, удобрений
и других видов продукции
углехимической отрасли

3 Создание производства 400 100
продукции нетопливного
назначения из бурых углей и
угольных отходов, например -
горный воск, который
импортируется для ВПК,
химической, авиационной и
автомобильной отраслей

4 Создание производства 120 30
наноматериалов из
углехимического сырья
для нужд медицины и
промышленности

3 Станкостроение

1 Создание производства 1920 480
многоцелевых станков,
совмещающих максимально
возможное число операций, с
четырехкоординатной и выше
обработкой поверхности, гибких
программно-управляемых
обрабатывающих центров
(многофункциональных станков с
дополнительными опциями) для
организаций
машиностроительного и
оборонно-промышленного
комплексов

4 Фармацевтическая промышленность

1 Создание мощностей по 900 225
производству лекарственных
препаратов на основе
компонентов, производимых
химической промышленностью
области

5 Медицина

1 Создание центра ядерной 15000 3750
медицины и медицинской
радиологии для диагностики и
лечения онкологических
заболеваний

6 Инфраструктура

1 Создание 6 индустриальных 5000 1000
парков, включая проектирование
и строительство объектов
инженерной инфраструктуры

Итого 26840 7060


--------------------------------
<2> Объем средств приведен по аналогам.
<3> Элемент автокомпонентов.





Приложение № 7
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

ПРОГНОЗ
инвестиций в основной капитал Тульской области по отраслям
промышленности при целевом сценарии развития -
интеллектуальном (новая индустриализация) <*>, млн. руб.


№ Отрасль 2015 2020 2025 2030
п/п промышленности

1 Сельское хозяйство 3404 3610 4122 4764

2 Добыча полезных ископаемых 706 809 697 492

3 Строительство 1974 2974 3895 4973

4 Пищевая промышленность 9638 14930 15338 13197

5 Текстильное и швейное производство, 799 2240 1879 1320
обувь

6 Деревообработка 371 1866 1400 880

7 Целлюлозно-бумажное производство 1963 3061 3106 2639

8 Химическое производство 12374 14930 15338 13197

9 Металлургия 9051 11198 10846 8798

10 Приборостроение 2552 4106 5087 5279

11 Производство машин и оборудования (в 3871 11198 15338 17596
т.ч. станкостроение)

12 Прочие отрасли 55741 84023 121081 146122

Итого по отраслям промышленности 102445 154945 198128 219256


Примечание:
<*> Без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности.





Приложение № 8
к Инвестиционной стратегии
Тульской области до 2030 года

Показатели
оценки эффективности Инвестиционной
стратегии Тульской области


Показатель Ед. изм. 2015 2020 2025 2030

Части реализации целевого сценария развития -
интеллектуального (новая индустриализация)

Инвестиции в основной млн. руб. 129992 196610 251405 278214
капитал Тульской области
за счет всех источников

Инвестиции в основной тыс. руб./чел. 86 131 166 180
капитал Тульской области
на душу населения

Выручка созданных в млн. руб. 60162 255996 809704 2517355
результате реализации
Инвестиционной стратегии
Тульской области
проектных компаний

Бюджетный эффект от млн. руб. 28632 115544 342797 1011586
реализации
Инвестиционной
стратегии Тульской
области

Созданные новые чел. 127000 177000 227000 277000
высококвалифицированные
рабочие места
(нарастающим итогом)

Среднемесячная руб. 27530 33524 39242 44485
заработная плата

Добавленная стоимость млн. руб. 21189 76110 194870 498229
от реализации
Инвестиционной
стратегии Тульской
области (EBITDA,
суммарная заработная
плата работников,
арендная плата)

Продолжительность дней 180 160 100 50
периода с даты подачи
заявки на предоставление
земельного участка для
строительства до
принятия решения о
предоставлении
земельного участка

Инвестиции в основной млн. руб. 126616 193473 249938 279437
капитал Тульской области
за счет всех источников

Инвестиции в основной тыс. руб./чел. 84 129 165 181
капитал Тульской области
на душу населения

Инвестиции в основной млн. руб. 102147 132258 153973 163433
капитал Тульской области
за счет всех источников

Инвестиции в основной тыс. руб./чел. 67 88 102 106
капитал Тульской области
на душу населения



------------------------------------------------------------------