Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 339 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. № 339

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ, ИХ ЛЕЧЕНИЮ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ОБЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления правительства Тульской области
от 03.04.2015 № 142)

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", Законом Тульской области от 3 июня 2013 года № 1952-ЗТО "О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:
1. Утвердить:
Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области (приложение № 1);
Типовое положение о приюте для содержания безнадзорных животных (приложение № 2);
Порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории Тульской области (приложение № 3).
2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ





Приложение № 1
к Постановлению правительства
Тульской области
от 09.07.2013 № 339

ПОРЯДОК
ОТЛОВА, УЧЕТА, ТРАНСПОРТИРОВКИ, СОДЕРЖАНИЯ
И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления правительства Тульской области
от 03.04.2015 № 142)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", Федеральными законами от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54, в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью людей, предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
(в ред. Постановления правительства Тульской области от 03.04.2015 № 142)
1.2. Настоящий Порядок устанавливает правила отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области.
Безнадзорное животное - животное (собака, кошка), которое оказалось вне надзора его собственника или иного владельца, либо собственник которого или место его пребывания неизвестны.
Для проведения мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных проводится мониторинг по определению количества безнадзорных животных для расчета субвенций на очередной бюджетный год.
1.3. Мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, регулированию численности, учету, стерилизации, умерщвлению (эвтаназии) отловленных безнадзорных животных могут осуществляться организациями, юридическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, укомплектованными работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности (далее - специализированные организации), на основании контрактов (договоров), заключенных с органами местного самоуправления Тульской области (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
1.4. В ходе отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных работникам специализированных организаций по отлову безнадзорных животных запрещается:
жестоко обращаться с безнадзорными животными;
проводить отлов безнадзорных животных в присутствии несовершеннолетних, за исключением случаев, когда поведение безнадзорных животных угрожает жизни или здоровью человека (людей);
использовать огнестрельное и иное оружие и средства, травмирующие безнадзорных животных или опасные для их жизни и здоровья;
изымать животных из квартир граждан или с огражденной территории, принадлежащей гражданам или организациям;
снимать с привязи животных, временно оставленных в общественных местах, у магазинов, аптек и других организаций;
содержать отловленных безнадзорных животных в специально оборудованных транспортных средствах для транспортировки более 6 часов с момента отлова, а при температуре воздуха внутри транспортного средства ниже минус 25 град. C либо выше плюс 25 град. C - более 1,5 часа;
наглухо закрывать окна в транспортном средстве с безнадзорными животными;
присваивать себе отловленных безнадзорных животных, продавать и передавать их гражданам и организациям;
превышать рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата дозировку специальных средств для временной иммобилизации безнадзорных животных.

2. Отлов и учет безнадзорных животных

2.1. Отлов безнадзорных животных проводится в целях:
предупреждения угрозы жизни и здоровью людей;
предупреждения и ликвидации болезней животных и их последствий;
защиты населения от болезней, общих для человека и животных;
регулирования численности безнадзорных животных;
возвращения безнадзорных животных их владельцам.
2.2. Отлову подлежат безнадзорные животные, в том числе имеющие ошейник или учетный знак.
2.3. Специализированные организации по отлову безнадзорных животных, осуществившие отлов безнадзорного животного, обязаны возвратить его владельцу, а если владелец такого животного или место его пребывания неизвестны - представить не позднее трех дней с момента отлова информацию об обнаруженном безнадзорном животном в подразделение полиции или в орган местного самоуправления.
2.4. Отлов безнадзорных животных осуществляется специализированной организацией по письменной заявке органа местного самоуправления на основании заявлений или сведений, поступивших от граждан и организаций, а также в соответствии с графиком отлова безнадзорных животных.
Заявления или сведения об отлове безнадзорных животных, поступившие в орган местного самоуправления, подлежат обязательной регистрации в журнале с указанием контактных данных (Ф.И.О., адрес, телефон).
(п. 2.4 в ред. Постановления правительства Тульской области от 03.04.2015 № 142)
2.5. При осуществлении деятельности по отлову безнадзорных животных специалисты специализированной организации должны иметь при себе удостоверение личности, подтверждающее факт работы в специализированной организации и дающее им право отлова безнадзорных животных, выданное специализированной организацией по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
2.6. Работники специализированной организации, проводящие отлов безнадзорных животных, вакцинируются против бешенства в обязательном порядке.
2.7. Отлов безнадзорных животных, как правило, осуществляется в утренние часы до начала рабочего времени.
2.8. Перед отловом безнадзорного животного работник специализированной организации по отлову безнадзорных животных обязан убедиться в отсутствии лица, сопровождающего безнадзорное животное.
2.9. Работники специализированной организации по отлову безнадзорных животных доставляют отловленных безнадзорных животных в специализированные организации по проведению карантина, содержанию безнадзорных животных (далее - пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру ветеринарным специалистом в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
Раненые животные или животные с явными признаками болезни проходят ветеринарное освидетельствование в течение трех часов после поступления в пункт временного содержания, им оказывается немедленная ветеринарная помощь.
2.10. Ветеринарный специалист непосредственно после клинического осмотра каждого безнадзорного животного составляет письменное заключение по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в котором содержится информация о клиническом состоянии безнадзорного животного, наличии или отсутствии заразных и иных заболеваний у безнадзорного животного.
2.11. Отловленные безнадзорные животные подлежат учету в день отлова. На каждое отловленное животное, доставленное в пункт временного содержания, оформляется карточка учета согласно приложению № 4 к настоящему Порядку. Учет безнадзорных животных ведется по форме реестра по учету безнадзорных животных согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.
2.12. Животные, погибшие при отлове, учитываются в акте отлова с указанием причины гибели. Погибшие животные доставляются в пункт временного содержания для установления причины смерти и учета количества безнадзорных животных на территории муниципального образования.
2.13. Документация о безнадзорных животных и проведенных с ними мероприятиях подлежит хранению в специализированной организации по отлову безнадзорных животных в течение одного года со дня отлова.
2.14. Специалисты по отлову безнадзорных животных должны быть укомплектованы средствами для отлова, включая пневмоустройство с "летающим шприцем" или "летающим дротиком", спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. На костюм и куртку наносится надпись с ясно читаемым названием и номером телефона специализированной организации. Спецодежда должна регулярно подвергаться обеззараживанию и стирке.

3. Транспортировка безнадзорных животных

3.1. Транспортировка отловленных безнадзорных животных должна производиться автотранспортом, специально оборудованным для перевозки животных, исключающим возможность травматизма животных (далее - спецавтомобиль).
3.2. Спецавтомобиль должен быть в технически исправном состоянии.
3.3. Спецавтомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен соответствовать следующим требованиям:
а) наличие надписи с ясно читаемым названием и номером телефона специализированной организации и адреса пункта временного содержания;
б) наличие естественной вентиляции;
в) наличие набора медикаментов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в процессе отлова людям и животным. Набор для оказания экстренной помощи должен включать в себя медицинские препараты, имеющие сертификат соответствия;
г) наличие клеток или ящиков для животных;
д) наличие ошейников, поводков, намордников для применения в случае необходимости.
3.4. При погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья людей и животных.
3.5. Спецавтомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен обеспечивать безопасность и защиту животных от погодных условий.
3.6. По окончании работ по отлову и транспортировке безнадзорных животных кузов спецавтомобиля ежедневно, а оборудование и переносные клетки (ящики) по мере загрязнения моются, и проводится их дезинфекция.
Спецодежда специалистов по отлову безнадзорных животных должна храниться в специальных шкафах и регулярно подвергаться обеззараживанию и стирке.
3.7. Транспортировку отловленных безнадзорных животных из одного района Тульской области в другой необходимо осуществлять в сопровождении ветеринарных сопроводительных документов, оформленных специалистами государственной ветеринарной службы муниципального образования по месту выхода животных.

4. Содержание безнадзорных животных

4.1. Отловленные безнадзорные животные, имеющие регистрационные знаки, в том числе чипированные, а также отловленные служебные, охотничьи собаки и другие породистые безнадзорные животные содержатся в пункте временного содержания отдельно от остальных безнадзорных животных.
4.2. Учет поступивших в пункт временного содержания отловленных безнадзорных собак и кошек ведется в разных журналах.
4.3. По результатам клинического осмотра поступивших в пункт временного содержания животных ветеринарный врач выявляет больных, подлежащих изолированному содержанию.
4.4. Содержание безнадзорных животных в пункте временного содержания осуществляется в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами и учетом их индивидуальных особенностей.
4.5. Поступившие безнадзорные животные находятся на карантине до выяснения состояния здоровья. Вольеры для карантина должны быть отделены от вольеров для здоровых животных. Во время пребывания на карантине животные не должны контактировать с вновь прибывшими безнадзорными животными.
4.6. При поступлении в пункт временного содержания животные содержатся на карантине до 10 дней.
В случае необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований срок карантина продлевается на 5 дней.
4.7. Групповые вольеры не должны использоваться для раненых, кормящих животных.
4.8. Недопустимо размещение кошек и собак в пределах видимости друг друга.
4.9. В случае идентификации животных по клейму или электронному идентификационному номеру специализированная организация в течение трех суток с момента отлова обязана письменно известить владельца о местонахождении животного и возвратить по его требованию с учетом возмещения затрат по организации отлова, транспортировке, ветеринарному обслуживанию и содержанию в пункте временного содержания.
4.10. Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой. Все заинтересованные граждане и юридические лица вправе обратиться в пункт временного содержания за получением необходимой информации об отловленных животных.
4.11. После истечения срока пребывания безнадзорного животного в карантинном помещении оно помещается в пункт временного содержания. Предельный срок пребывания безнадзорных животных в пункте временного содержания не более 15 дней. Специализированная организация несет ответственность за надлежащее содержание отловленных безнадзорных животных в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.12. В состав работ по содержанию безнадзорных животных в пункте временного содержания (приюте) должно входить:
а) осмотр всех животных;
б) мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений;
в) мытье и дезинфицирование посуды для животных;
г) кормление животных;
д) прогулки с животными.
4.13. Рацион питания безнадзорных животных устанавливается специалистами пункта временного содержания в зависимости от возраста, веса животного и вида применяемого корма.
4.14. Кормление безнадзорных животных в соответствии с используемым рационом осуществляется не реже одного раза в сутки. Безнадзорные животные должны иметь постоянный доступ к питьевой воде.

5. Регулирование численности безнадзорных животных

5.1. Регулирование численности безнадзорных животных на территории Тульской области осуществляется путем:
а) возврата безнадзорных животных их владельцам;
б) безболезненного умерщвления (эвтаназия) безнадзорных животных по основаниям, предусмотренным пунктом 5.9 настоящего Порядка;
в) стерилизации (кастрация) безнадзорных животных;
г) передачи безнадзорных животных заинтересованным гражданам или организациям;
д) выпуска безнадзорных животных в среду обитания;
е) передачи в муниципальную собственность.
5.2. Безнадзорные животные подлежат возврату их владельцам по заявлениям владельцев с соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
Возврат безнадзорных животных их владельцам осуществляется при предъявлении документов или иных доказательств, подтверждающих право собственности на животное (родословная, ветеринарный паспорт, электронная идентификация и др.). Доказательством права собственности на безнадзорное животное являются свидетельские показания.
В случае возврата безнадзорного животного его владелец возмещает организации по отлову безнадзорных животных расходы, связанные с содержанием безнадзорного животного.
Безнадзорные животные возвращаются их владельцам только после учета и передержки безнадзорных животных (не менее 10 дней).
5.3. Безнадзорные животные используются в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 5.1 настоящего Порядка, по истечении срока содержания безнадзорных животных, предусмотренного пунктами 4.9, 4.11 настоящего Порядка.
5.4. Перед проведением стерилизации (кастрации) или эвтаназии животное подлежит обязательному взвешиванию.
5.5. Стерилизация (кастрация) и эвтаназия безнадзорных животных производятся специалистом в области ветеринарии в специализированном помещении, лишенном доступа посторонних лиц.
5.6. Стерилизация (кастрация) и эвтаназия безнадзорных животных осуществляются с соблюдением правил асептики и антисептики, обезболивания.
5.7. Все животные, поступившие в пункт временного содержания, вне зависимости от пола и возраста, прошедшие стерилизацию, подлежат мечению (за исключением имеющих клеймо или электронный идентификационный номер) методом электронного чипирования или нанесением клейма-татуировки.
5.8. Стерилизованные безнадзорные животные, прошедшие иммунизацию, мечение, подлежат возврату в места обитания.
5.9. Эвтаназии по заключению специалиста в области ветеринарии подвергаются:
а) повышенно агрессивные безнадзорные животные;
б) безнадзорные животные, у которых обнаружены заболевания, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания.
5.10. Запрещается применение жестоких методов умерщвления:
а) утопление, удушение, отравление;
б) болезненные инъекции, использование курареподобных препаратов, отравление ядами;
в) перегрев, использование электрического тока, остановка дыхания;
г) другие жестокие методы.
5.11. Умерщвление животного производится специалистом в области ветеринарии. В целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного. Выбранный метод умерщвления должен начинаться с глубокой полной анестезии, после которой наступает смерть. Запрещается умерщвление животного в бодрствующем состоянии, а также проводить умерщвление животных на виду у других животных. Специалист в области ветеринарии, производящий умерщвление, должен удостовериться в том, что животное погибло.
5.12. После проведения умерщвления животного должна проводиться тщательная уборка помещений. Уборка трупа допускается только после наступления трупного окоченения.
5.13. На каждую партию уничтоженных безнадзорных животных составляется акт.
Трупы безнадзорных животных подлежат утилизации в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
5.14. При выбытии животного из пункта временного содержания на него оформляется акт выбытия по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.
5.15. Безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам и не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются заинтересованным гражданам или организациям по их письменным заявлениям.
5.16. Безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации и не переданные заинтересованным гражданам или организациям, выпускаются в среду обитания.
Выпуск безнадзорных животных в среду обитания осуществляется только после их стерилизации (кастрации) и в теплое время года.





Приложение № 1
к Порядку отлова, учета, транспортировки,
содержания и регулирования численности
безнадзорных животных на территории
Тульской области

ЗАЯВЛЕНИЕ
на отлов безнадзорных животных

Исключено. - Постановление правительства Тульской области от 03.04.2015 № 142.





Приложение № 1
к Порядку отлова, учета, транспортировки,
содержания и регулирования численности
безнадзорных животных на территории
Тульской области

УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ










------- М.П.

Настоящим подтверждаем, что ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________ года рождения, паспорт серия _________ № _________________, выдан
_____________________________ _________________________ ______ г., является
сотрудником специализированной организации ________________________________
______________________________ и уполномочен производить отлов безнадзорных
животных с применением средств для отлова _____________________ № ________.

Руководитель специализированной организации __________/ __________________/
(подпись) (Ф.И.О.)





Приложение № 2
к Порядку отлова, учета, транспортировки,
содержания и регулирования численности
безнадзорных животных на территории
Тульской области

Форма заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о клиническом состоянии безнадзорного животного

Мною, _________________________________________________________________
(должность и Ф.И.О. ветеринарного специалиста, наименование
__________________________________________________________________________,
и адрес организации)
в присутствии работника специализированной организации по отлову
безнадзорных животных
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
проведен клинический осмотр животного.
В результате осмотра установлено:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

___________
(дата) Подпись

Примечание. В результатах осмотра кроме описания состояния здоровья
безнадзорного животного отражается следующая информация:
животное имеет признаки заразных и иных заболеваний;
животное не имеет признаков заразных и иных заболеваний;
животное клинически здорово;
наличие идентификационного номера.





Приложение № 3
к Порядку отлова, учета, транспортировки,
содержания и регулирования численности
безнадзорных животных на территории
Тульской области

Место для фотографии
животного

КАРТОЧКА
УЧЕТА БЕЗНАДЗОРНОГО ЖИВОТНОГО
(заполняется на каждое животное)

"____" ___________ 20 ___ г. № _____________

Местонахождение ___________________________________________________________
1. В соответствии с заявлением от "___" ___________ 20___ г. № ____________
организация _______________________________________________________________
в лице бригадира __________________________________________________________
бригада № __________ на машине: марка ____________ гос. номер ____________
произвела отлов и транспортировку животного:
категория: собака, щенок, кошка, котенок, иное (нужное подчеркнуть)
Дата поступления в организацию по отлову безнадзорных животных ____________
Пол: кобель, сука, кот, кошка (нужное подчеркнуть)
Порода ____________________________________________________________________
Окрас _____________________________________________________________________
Шерсть ____________________________________________________________________
Уши _______________________________________________________________________
Хвост _____________________________________________________________________
Размер ____________________________________________________________________
Возраст (примерный) _______________________________________________________
Особые приметы ____________________________________________________________
Идентификационная метка, чип (способ и место нанесения) ___________________
___________________________________________________________________________
Государственный регистрационный номер _____________________________________
Владельцы (если они привлекались к отлову):
Ф.И.О. _____________________________________, телефон ____________________,
адрес ____________________________________________________________________;
адрес и описание места отлова _____________________________________________
__________________________________________________________________________.
2. Проведена передержка, послеоперационное содержание (нужное подчеркнуть)
____________________________________________________ (название организации)
в течение __________ дней.
3. Осуществлена передача безнадзорного животного владельцу, в организацию.
Данные:
для юридических лиц: организация _________________________________________,
адрес _________________________________, телефон _________________________,
Ф.И.О. руководителя ______________________________________________________,
Ф.И.О. и телефон ответственного за содержание (если он есть) _____________;
для физических лиц: Ф.И.О. _______________________________________________,
адрес ______________________________________, телефон ____________________,
паспортные данные ________________________________________________________.
Дата выписки животного ____________________________________________________
Ф.И.О. руководителя _______________________________ Подпись _______________





Приложение № 4
к Порядку отлова, учета, транспортировки,
содержания и регулирования численности
безнадзорных животных на территории
Тульской области

Форма реестра

РЕЕСТР
по учету безнадзорных животных

№ п/п
Дата отлова
Место отлова, откуда доставлено животное
Вид безнадзорного животного
Порода и особенности экстерьера
Проведенные лечебно-профилактические мероприятия
Номер учетной карточки
Дата передачи безнадзорного животного и данные о владельце
1







2







3







4












Приложение № 5
к Порядку отлова, учета, транспортировки,
содержания и регулирования численности
безнадзорных животных на территории
Тульской области

АКТ № __________
выбытия безнадзорного животного
"______" _________________ 201_ г.

Мы, нижеподписавшиеся, ___________________________________________________,
(должность, Ф.И.О. присутствующих специалистов)
составили настоящий акт о том, что произошло выбытие животного из
пункта временного пребывания, указать причину: ____________________________
___________________________________________________________________________
(передача владельцу, доставка к прежнему месту обитания, умерщвление)
___________________________________________________________________________
(регистрационный N, порода, окрас, возраст, инд. номерной знак)
Заказчик (уполномоченный орган) ___________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Специалист в области ветеринарии __________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Руководитель специализированной организации _______________________________
(подпись, Ф.И.О.)





Приложение № 2
к Постановлению правительства
Тульской области
от 09.07.2013 № 339

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИЮТЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

Настоящее Типовое положение о приюте для содержания безнадзорных животных (далее - Положение) содержит основные рекомендованные требования к содержанию безнадзорных животных (кошек и собак), поступающих в приют.

1. Основные понятия, используемые
в настоящем типовом Положении

Безнадзорное животное - животное (собака, кошка), которое оказалось вне надзора его собственника или иного владельца, либо собственник которого или место его пребывания неизвестны.
Приют для содержания безнадзорных животных (далее - Приют) - организация (предприятие, учреждение), созданная для содержания безнадзорных животных, имеющая соответствующие условия для осуществления данного вида деятельности (специально оборудованные здания, помещения и территории).
Обращение с безнадзорными животными - содержание, оказание животным ветеринарной помощи, регулирование численности безнадзорных животных, совершение сделок, предметом которых являются животные, а также защита животных от жестокого обращения.

2. Общие положения

2.1. Приют осуществляет хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных, содержит в надлежащем состоянии помещения для животных, не допускает загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности содержащихся животных, представляет ветеринарную отчетность, обеспечивает своих работников безопасными условиями труда, а также несет ответственность за гуманное обращение с животными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Требования к размещению Приюта

3.1. Приюты размещаются в отдельно стоящем здании (комплексе зданий), имеющем прилегающую территорию для выгула животных.
3.2. Не допускается размещение Приютов для животных в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий после их реконструкции.
Запрещается организация Приютов для животных в квартирах любых форм собственности.
3.3. Приюты располагаются с соблюдением минимального расстояния от жилой застройки не менее 200 метров.
3.4. Территория должна иметь внутренние подъезды с выходами к дорогам общего пользования и обнесена сплошным или сетчатым забором высотой 2 м с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,2 м. По периметру забора размещаются зеленые насаждения.
Въезд (выезд) на территорию Приюта осуществляется через дезинфекционный барьер.

4. Требования по содержанию животных

Вся работа по уходу и содержанию животных в Приюте осуществляется в соответствии с распорядком дня и регламентом работ, утвержденными руководителем Приюта.
Приют должен быть укомплектован набором поводков, намордников и ошейников для собак, шлей для кошек.
4.1. Животные, поступившие в Приют, могут содержаться в пунктах (зонах) временного и длительного содержания (зона здоровых животных).
4.1.1. Состав работ в пункте (зоне) временного содержания животных определяется в соответствии с Порядком отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области и включает в себя в том числе:
прием животного в Приют, оформление документации, регистрацию;
первичный врачебный осмотр (оказание ветеринарной помощи при необходимости);
карантин;
изоляцию больных животных;
проведение профилактических обработок (против экто- и эндопаразитов, вакцинацию);
стерилизацию (при необходимости);
нанесение идентификационной метки (при ее отсутствии);
поиск новых хозяев, передачу животных, возвращение в среду обитания;
эвтаназию;
вскрытие трупов животных;
уничтожение (или утилизацию) трупов животных.
4.1.2. Содержание отловленных безнадзорных животных в пункте (зоне) длительного содержания животных.
В пункте (зоне) длительного содержания размещаются здоровые животные после проведения карантинирования на основании комиссионного заключения (с участием ветеринарного специалиста):
по причине невостребованности животных, имеющих признаки потерявшихся домашних животных, указывающие на принадлежность владельцу (наличие идентификационной метки (ошейника), породы, ухоженности, контактности животного);
в случае неспособности к самостоятельной адаптации к уличной среде обитания (по возрасту и др. причинам);
в результате выборки животных, перспективных для передачи новым владельцам.
В исключительных случаях, при поступлении животных в Приют от владельцев или других учреждений, при наличии документов, подтверждающих состояние животного (ветеринарная справка) и проведение профилактических прививок, животные принимаются в Приют без карантинирования.
4.1.3. Состав работ при уходе за животными в Приюте:
ежедневный осмотр всех животных и их вольеров;
ежедневное кормление, поение животных;
прогулки с животными, включающие в себя физические нагрузки;
чистка, периодическое купание, стрижка животных;
механическая уборка клеток, вольеров и других помещений и территорий, где содержатся животные, обеззараживание подстилок, лотков и инвентаря;
ежедневное мытье и обработка посуды для животных (кормушек, поилок, поддонов) обеззараживающими средствами (не реже одного раза в неделю);
ежедневная влажная уборка пола с использованием дезинфицирующих средств;
проведение санитарной уборки всех помещений (не реже одного раза в месяц), дезинфекции (в том числе при выявлении заразных заболеваний с подтверждением контроля качества дезинфекции).

5. Рекомендуемый состав обслуживающего персонала

Штатная численность работников Приюта определяется в зависимости от объемов пропускной способности животных за определенный период времени и видов выполняемых работ и может включать:
руководство;
работников по снабжению;
ветеринарных специалистов;
сотрудников по уходу за животными;
уборщиков помещений - 2 чел. (не менее чем по 1 в разных зонах) и др.
Для работы в Приюте могут привлекаться добровольные помощники.

6. Рекомендуемый состав помещений Приюта

На территории Приюта должны быть предусмотрены административное здание, пункты (зоны) для временного и длительного содержания животных, площадки для выгула, производственные и подсобные помещения.
6.1. Территория пункта временного содержания (зоны) должна быть отделена от территории, где содержатся здоровые животные.
Пункт (зона) временного содержания включает в себя:
манеж-приемную;
карантинное помещение;
изолятор (секции для содержания подлежащих лечению животных);
секции для временной передержки собак после карантинирования с индивидуальными клетками, вольерами;
секции для временной передержки кошек после карантинирования с индивидуальными клетками, вольерами;
ветеринарный блок (ветеринарную амбулаторию): кабинеты для оказания ветеринарной помощи животным, в том числе операционной, аптеку;
вскрывочную для вскрытия трупов животных и установления причин их гибели с холодильным оборудованием для временного хранения трупов.
Помещения карантина, изолятора, вскрывочной оборудуются отдельными входами, оснащенными дезинфекционными ковриками.
6.2. В пункте (зоне) длительного содержания здоровых животных располагаются:
секции для длительной передержки собак после карантинирования с индивидуальными клетками, вольерами;
секции для длительной передержки кошек после карантинирования с индивидуальными клетками, вольерами;
помещения для санитарной обработки животных (в т.ч. моечная).
6.3. Подсобные производственные помещения:
кормокухня;
склад кормов;
склад подстилок;
помещение для хранения дезинфицирующих средств;
дезинфекционно-моечное отделение (для обработки инвентаря и оборудования);
санитарный блок для обслуживающего персонала (душевая и туалет);
бытовое помещение для обслуживающего персонала;
площадка с твердым покрытием для хранения отходов в контейнерах.
Сбор, хранение, вывоз, уничтожение (или утилизация) биологических отходов осуществляются в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
При выбытии животного из Приюта по причине его гибели (умерщвления) оформляется акт по рекомендуемой форме согласно приложению № 6 к Порядку отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области.

7. Рекомендуемые требования к помещениям
и оборудованию для содержания животных

7.1. Места содержания животных оснащаются и оборудуются с учетом обеспечения безопасности людей, необходимой площади пространства для животных, температурно-влажностного режима, освещенности, вентиляции (естественной, принудительной), защиты от вредных внешних воздействий, возможности контакта животных с естественной средой.
7.1.1. Все полы в помещениях для содержания животных должны иметь твердую и гладкую поверхность, устойчивую к мытью водой и обработке дезинфицирующими препаратами, иметь наклон в сторону стока.
7.1.2. Стены в помещениях для содержания животных должны иметь покрытие, позволяющее проводить регулярную уборку и дезинфекцию.
7.1.3. Ширина служебных проходов должна обеспечивать свободное перемещение используемых клеток, тары для кормов, свободу маневренности при обслуживании животных.
7.2. В Приюте кошки и собаки содержатся раздельно, в клетках (боксах) с обустроенными вольерами.
7.3. Животных в изоляторах и карантинных помещениях содержат в индивидуальных клетках.
На каждой клетке (боксе, вольере и т.д.) должна быть этикетка (табличка) с указанием данных о животном.
Рекомендуемые нормы площади индивидуальных клеток для содержания животных составляют:
для крупных собак весом свыше 22,5 кг - не менее 1,2 x 1,8 м или 2,2 кв. м;
для средних собак весом 16 - 22,5 кг - не менее 1,2 x 1,5 м или 1,8 кв. м;
для небольших собак весом менее 16 кг - 0,9 x 1,2 м или 1,1 кв. м;
для кошек - не менее 1,0 x 0,5 м (0,5 кв. м).
Рекомендуемые нормы по высоте индивидуальных клеток:
для крупных пород - 0,9 м;
для собак мелких пород - 0,6 м;
для кошек - 0,5 м.
7.4. После карантинирования (здоровых) животных допускается содержать в групповых клетках.
Рекомендуемые минимальные нормы площади групповых клеток составляют:
для собак крупных пород - 1,5 кв. м;
для мелких пород - 1,0 кв. м.
7.5. В каждой клетке (боксе, вольере и др.) должны находиться подстилки для животных, а также установлен лоток (для кошек) для испражнений (возможно использование специального гигиенического наполнителя).
7.6. Особенности содержания животных в вольерах.
В Приюте могут располагаться групповые крытые и открытые вольеры. Минимальные площади для каждой собаки в групповых вольерах должны быть такими же, как и в индивидуальных. Ограда открытого вольера должна быть не менее 2 м высотой, изготовлена (желательно) из металлической сетки с наклоном внутрь (для недопущения ее преодоления). Собаки должны иметь возможность видеть, что происходит вне вольера.
В групповых вольерах могут содержаться только здоровые животные (после прохождения карантина). Групповые вольеры не должны использоваться для кормящих животных.
В групповых вольерах содержатся животные, совместимые по характеру. Кобели и суки, а также коты и кошки содержатся раздельно или проводится их кастрация (стерилизация).
Крытый вольер должен защищать животное от холода, жары, осадков и других негативных погодных условий.
Отсутствие отопления в крытом вольере в холодное время года допустимо только для здоровых собак с хорошей шерстью, приспособленных к проживанию и сну при низких температурах.
Кошки могут размещаться в вольерах по 5 голов, где предусматривается устройство полок (лежаков), достаточных по площади размещения для всех животных. Перед входом в вольер оборудуется сетчатый тамбур.

8. Рекомендуемые требования к отоплению,
вентиляции помещений

Устройство и производительность систем отопления и вентиляции определяются расчетом в зависимости от норм параметров внутреннего воздуха в помещениях и воздухообмена, тепло-, паро- и газовыделений животных и расчетных температур наружного воздуха с учетом теплотехнической характеристики ограждающих конструкций этих помещений.
В теплый период года в помещениях следует предусматривать естественное поступление наружного воздуха через открывающиеся окна.

9. Рекомендуемые требования к системам удаления
фекалий и сточных вод

9.1. Помещения Приюта оборудуются системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и канализации.
Производственно-бытовые стоки от мытья полов, мойки и дезинфекции технологического оборудования необходимо собирать в специальный приемник, а перед спуском в канализацию дезинфицировать.
9.2. Манеж-приемная, помещение для проведения лечебных процедур и ветеринарных обработок, вскрывочная должны быть оборудованы трапами для отвода жидкости.
9.3. Фекалии из помещений изолятора и карантина должны собираться и храниться в отдельных емкостях. Дезинфекция, утилизация фекалий осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами.

10. Рекомендуемые требования к выгульным площадкам

10.1. Приюты оборудуются выгульными площадками для собак из расчета не менее 8 кв. м на одну собаку крупных пород и 5 кв. м на собаку мелких пород.
Выгульные площадки проектируются из расчета 40% от имеющихся в Приюте посадочных мест, при этом минимальная площадь выгульной площадки составляет 400 кв. м.
Территория площадки огораживается сетчатым забором высотой не менее 2 м, освещается, имеет асфальтовые или плиточные дорожки, газон с плотной и низкой растительностью, удобной для уборки.
Выгульные площадки необходимо оборудовать контейнерами (емкостями) для сбора фекалий.
По всему периметру выгульной площадки (за забором) высаживается декоративный кустарник.
10.2. Для свободного выгула кошек должны быть оборудованы сетчатые, закрытые со всех сторон групповые вольеры, позволяющие животным находиться на воздухе и на солнце.

11. Рекомендуемые требования по содержанию
животных в период карантинирования

11.1. В карантинных помещениях животные помещаются в чистые, заранее продезинфицированные клетки.
11.2. Уход за животными, находящимися на карантине, осуществляется персоналом, закрепленным за данными помещениями.
11.3. Чистка и мойка клеток и другого инвентаря из карантинных секций могут производиться в общем дезинфекционно-моечном отделении питомника после предварительного обеззараживания.
11.4. Помещение карантина после каждой партии животных и после каждого случая выявления заразных заболеваний подвергается тщательной дезинфекции.
11.5. Вольеры для карантинирования должны быть отделены от вольеров для здоровых животных. Во время пребывания на карантине животные не должны контактировать с вновь прибывшими безнадзорными животными.

12. Рекомендуемые правила кормления животных в Приюте

12.1. Раздача кормов и поение животных должны осуществляться только после окончания уборки помещения, чистки и выноса поддонов с подстилкой и других материалов.
12.2. Для кормления животных используется свежеприготовленный корм из натуральных продуктов или полноценных сбалансированных сухих либо консервированных кормов.
12.3. Рацион питания кошек и собак устанавливается в зависимости от возраста, веса животного, состояния здоровья и вида применяемого корма, с учетом рекомендуемых норм.
12.4. При кормлении сухим кормом его расход определяется составом корма, обязателен постоянный доступ к воде.
12.5. Недопустима раздача кошкам корма, предназначенного для собак, и наоборот.
12.6. Щенков и котят в возрасте от 6 до 12 недель рекомендуется кормить 3 - 4 раза в день.
12.7. Щенков и котят в возрасте от 12 недель до 12 месяцев рекомендуется кормить 2 - 3 раза в день.
12.8. Ветеринарный врач может назначать диетическое или дополнительное питание больным или ослабленным животным.
12.9. Вода для поения животных должна соответствовать требованиям к качеству воды питьевой.

13. Рекомендуемые правила личной гигиены
сотрудников Приюта, обслуживающих животных

13.1. Сотрудники Приюта по обслуживанию животных (далее - Персонал) обеспечиваются спецодеждой, спецобувью.
13.2. В помещениях кормокухни, дезинфекционно-моечной необходимо иметь дезинфицирующие растворы для обеззараживания рук.
13.3. Персонал Приюта:
перед началом работы надевает спецодежду, спецобувь;
по окончании работы проходит обработку в санитарном блоке (принимает душ);
по окончании отдельного этапа работы в соответствии с распорядком дня, а также перед приемом пищи обязательно мыть и дезинфицировать руки.
13.4. В производственных помещениях Приюта запрещается принимать пищу и курить.
13.5. Сотрудники Приюта, обслуживающие животных, обязаны проходить медицинское обследование в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
13.6. Для всех принимаемых вновь на работу сотрудников проводится инструктаж по вопросам охраны труда и техники безопасности, в том числе по методам фиксации животных.





Приложение № 3
к Постановлению правительства
Тульской области
от 09.07.2013 № 339

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА
БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных (далее - Мониторинг).
2. Мониторинг включает в себя сбор, систематизацию, обобщение и анализ информации.
3. При осуществлении Мониторинга собираются и систематизируются сведения о наличии на территории каждого муниципального образования безнадзорных животных: собак и кошек мужских и женских особей.
4. Сбор информации осуществляется уполномоченными органами, определенными администрациями муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Тульской области (далее - Уполномоченный орган), путем осуществления объездов (обходов) территорий населенных пунктов муниципального образования, включающих в себя визуальный подсчет безнадзорных животных с отражением половых признаков каждого животного.
К участию в объездах (обходах) могут привлекаться общественные организации, волонтеры, а также активные граждане, которые могут оказать содействие в точном подсчете количества безнадзорных животных.
5. После сбора и систематизации информации уполномоченный орган обобщает ее и размещает на официальном сайте администрации муниципального района (городского округа) Тульской области.
6. Для расчета субвенций из бюджета Тульской области на выполнение переданных государственных полномочий по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на очередной финансовый год администрации муниципальных районов (городских округов) Тульской области в срок до 1 августа текущего года представляют в уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области информацию согласно приложению к настоящему Порядку.





Приложение
к Порядку проведения мониторинга
по определению количества безнадзорных
животных на территории Тульской области

ИНФОРМАЦИЯ
о количестве безнадзорных животных на территории
муниципального образования ____________________________
по состоянию на ___ ____________ 201__ года

№ п/п
Общее количество безнадзорных животных, ед.
Мужских особей безнадзорных животных, ед.
Женских особей безнадзорных животных, ед.
Всего
В т.ч.
Всего
В т.ч.
Всего
В т.ч.
собак
кошек
собак
кошек
собак
кошек











Глава администрации
муниципального района
(городского округа) _______________/ _______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.


------------------------------------------------------------------