Указ губернатора Тульской области от 11.12.2013 N 197 "Об утверждении Положения о наставничестве в органах исполнительной власти и аппарате правительства тульской области"



ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 11 декабря 2013 г. № 197

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОРГАНАХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И АППАРАТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с подпунктом "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", на основании статьи 30 Устава (Основного Закона) Тульской области постановляю:
1. Утвердить Положение о наставничестве в органах исполнительной власти и аппарате правительства Тульской области (приложение).
2. Указ вступает в силу со дня подписания.

Губернатор Тульской области
В.С.ГРУЗДЕВ





Приложение
к Указу губернатора
Тульской области
от 11.12.2013 № 197

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И
АППАРАТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок организации работы по наставничеству в органах исполнительной власти и аппарате правительства Тульской области (далее - государственные органы).
2. Целью наставничества является оказание помощи государственным гражданским служащим (работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Тульской области) государственных органов (далее - лица, в отношении которых установлено наставничество) в их профессиональном становлении, развитии, приобретении профессиональных навыков выполнения служебных обязанностей, адаптации в коллективе.
3. Задачами наставничества являются:
ускорение процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений лиц, в отношении которых установлено наставничество;
оказание помощи в адаптации лиц, в отношении которых установлено наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности;
обучение лиц, в отношении которых установлено наставничество, эффективным формам и методам работы, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
развитие у лиц, в отношении которых установлено наставничество, интереса к служебной деятельности, их закрепление на государственной гражданской службе и в государственных органах;
формирование квалифицированного кадрового состава государственных органов и его стабилизация.
4. Наставничество устанавливается для:
государственных гражданских служащих государственных органов, впервые назначенных на должности государственной гражданской службы Тульской области (далее - гражданский служащий, гражданская служба) категории "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей;
работников, впервые назначенных на должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, в государственных органах;
гражданских служащих (работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы), назначенных на должность в порядке должностного роста, если выполнение ими функциональных обязанностей требует новых профессиональных знаний и практических навыков.
5. Наставничество устанавливается приказом представителя нанимателя (работодателя), в котором указываются лицо, в отношении которого устанавливается наставничество, наставник, срок наставничества.
6. Основанием для установления наставничества является направляемое на имя представителя нанимателя (работодателя) представление руководителя государственного органа с указанием срока наставничества при обоюдном письменном согласии предполагаемого наставника и лица, в отношении которого устанавливается наставничество.
7. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого устанавливается наставничество, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого устанавливается наставничество.
8. Наставником может быть назначен гражданский служащий (работник, замещающий должность, не отнесенную к должностям гражданской службы) государственного органа, обладающий высокими профессиональными качествами, имеющий необходимый опыт работы по замещаемой должности, пользующийся авторитетом в коллективе.
9. Замена наставника осуществляется на основании представления руководителя государственного органа, в котором указываются причины замены, и оформляется приказом представителя нанимателя (работодателя).
10. Причинами замены наставника могут являться:
увольнение наставника;
перевод наставника или лица, в отношении которого установлено наставничество, на иную должность или в другой государственный орган;
неисполнение наставником своих обязанностей;
письменное заявление наставника или лица, в отношении которого установлено наставничество;
иные основания при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления лица, в отношении которого установлено наставничество.
11. Ответственность за организацию наставничества в конкретном государственном органе несет руководитель данного государственного органа, который:
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
вносит предложения представителю нанимателя (работодателю) о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения представителя нанимателя (работодателя);
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление представителю нанимателя (работодателю) утвержденный отчет по итогам наставничества.
12. Наставник обязан:
разрабатывать мероприятия по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением у руководителя государственного органа;
содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы государственного органа, с порядком исполнения поручений, связанных со служебной деятельностью;
обеспечивать изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
оказывать индивидуальную помощь в изучении законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
передавать накопленный профессиональный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу государственного органа, гражданам и организациям;
быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива государственного органа;
проявлять внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, помогать в преодолении имеющихся недостатков;
личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива государственного органа, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
периодически докладывать руководителю государственного органа о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
составлять отчет по итогам наставничества.
13. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
вносить предложения руководителю государственного органа о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителя государственного органа;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов.
14. Лицо, в отношении которого установлено наставничество, обязано:
изучать требования законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, определяющих права и обязанности гражданского служащего (работника, замещающего должность, не отнесенную к должностям гражданской службы), вопросы прохождения гражданской службы (трудовой деятельности) и профессиональной подготовки;
изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в государственном органе;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных обязанностей;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
активно участвовать в общественной жизни коллектива государственного органа.
15. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющейся в государственном органе нормативной, учебно-методической документацией;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю государственного органа.
16. В течение десяти рабочих дней по окончании установленного приказом представителя нанимателя (работодателя) срока наставничества наставник подготавливает отчет о результатах наставничества, который утверждается руководителем государственного органа.
17. Утвержденный руководителем государственного органа отчет о результатах наставничества направляется представителю нанимателя (работодателю).
18. Наставник на основании отчета по итогам наставничества может быть представлен руководителем государственного органа в установленном порядке к различным видам поощрений и награждений.
19. Критериями эффективной работы наставника являются:
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении поручений, связанных со служебной деятельностью.
20. Результаты работы наставника учитываются при проведении его аттестации, принятии решения о его назначении на иную должность в порядке должностного роста.
21. Организационное и методическое руководство по вопросам организации наставничества осуществляет главное управление государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области.


------------------------------------------------------------------