Постановление администрации муниципального образования Алексинский район от 19.11.2013 N 2751 "Об утверждении муниципальной программы Алексинского района "Регулирование межбюджетных отношений в Алексинском районе"



ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛЕКСИНСКИЙ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2013 г. № 2751

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АЛЕКСИНСКОГО РАЙОНА
"РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АЛЕКСИНСКОМ РАЙОНЕ"

В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Алексинский район от 25.10.2013 № 2243 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Алексинский район", на основании Устава муниципального образования Алексинский район администрация муниципального образования Алексинский район постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу Алексинского района "Регулирование межбюджетных отношений в Алексинском районе" (приложение).
2. Пресс-секретарю главы администрации муниципального образования Алексинский район опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Первый заместитель
главы администрации
муниципального образования
Алексинский район
П.Е.ФЕДОРОВ





Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Алексинский район
от 19.11.2013 № 2751

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
АЛЕКСИНСКОГО РАЙОНА "РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В АЛЕКСИНСКОМ РАЙОНЕ"

ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АЛЕКСИНСКОГО РАЙОНА
"РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АЛЕКСИНСКОМ РАЙОНЕ"

Ответственный исполнитель программы
Управление по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район
Соисполнители программы
Отсутствуют
Программно-целевые инструменты программы
Отсутствуют
Цели программы
Обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований и повышение качества управления муниципальными финансами.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Алексинского района, повышение эффективности управления муниципальными финансами
Задачи программы
1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений.
2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов
Показатели программы
1. Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области, субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов.
2. Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями.
3. Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством
Этапы и сроки реализации программы
Муниципальная программа реализуется в один этап с 2014 по 2016 год
Объемы бюджетных ассигнований программы
Общий объем финансирования программы - 68 654,9 тыс. руб., в том числе:
2014
22 618,4 тыс. руб.
2015
22 830,2 тыс. руб.
2016
23 206,3 тыс. руб.
из них:
средства бюджета Алексинского района - 32 577,6 тыс. руб., в том числе:
2014
11 117,9 тыс. руб.
2015
10 812,2 тыс. руб.
2016
10 647,5 тыс. руб.
средства бюджета Тульской области - 36 077,3 тыс. руб., в том числе:
2014
11 500,5 тыс. руб.
2015
12 018,0 тыс. руб.
2016
12 558,8 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Рост комплексной оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из Алексинского района бюджетам муниципальных образований. Сокращение количества муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов, до 0.
2. Сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до 2 раз.
3. Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством, равно 0

1. Характеристика сферы реализации программы, приоритетов
программы, описание основных проблем

Возможность обеспечения равного доступа граждан Алексинского района к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри бюджетной системы Алексинского района.
Межбюджетное регулирование муниципальных образований является одним из основных полномочий органов местного самоуправления муниципального района, так как от качества этого регулирования напрямую зависит уровень жизни и удовлетворенности населения качеством предоставляемых бюджетных услуг.
Основным приоритетом в области межбюджетных отношений на территории Алексинского района является укрепление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Формирование межбюджетных отношений в Алексинском районе на уровне "район - поселение" определено Законом Тульской области от 11 ноября 2005 года № 639-ЗТО "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области".
Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. Объем межбюджетных трансфертов на 1 октября 2013 года характеризуется следующими данными:
дотации - 22,0 млн. рублей,
субсидии - 4,6 млн. рублей,
иные межбюджетные трансферты - 136,5 млн. рублей,
субвенции - 0,5 млн. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов в объеме запланированных доходов поселений на 2013 год составляет 47,9%. По сравнению с исполнением 2012 года планируемый объем межбюджетных трансфертов увеличился на 45,0%, в основном за счет увеличения объема иных межбюджетных трансфертов на реализацию программных мероприятий.
Субвенции составляют 0,3% общего объема межбюджетных трансфертов, предназначенных для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Доля субвенций по сравнению с 2012 годом увеличилась на 8,1%.
Доля дотаций и иных межбюджетных трансфертов, являющихся источником финансирования решения вопросов местного значения муниципальных образований, в объеме межбюджетных трансфертов возросла по отношению к 2012 году на 14,2% и составила 96,7%.
В среднем по муниципальным образованиям Алексинского района удельный вес межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, составляет 63,0% в объеме запланированных собственных доходов.
Одним из показателей, характеризующих состояние экономики района и уровень жизни населения, являются средние доходы в расчете на одного жителя.
Так, среднедушевые доходы в расчете на одного жителя района исходя из запланированных налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений по состоянию на 1 октября 2013 года составляют 2,6 тыс. рублей, что выше аналогичного показателя за 2012 год на 0,1 тыс. рублей.
По муниципальным образованиям прогнозируемый по состоянию на 1 октября 2013 года среднедушевой доход представлен в таблице.

Данные о среднедушевых доходах бюджетов поселений исходя из
налоговых и неналоговых доходов на 2013 год, руб.

N
Наименование муниципального образования
Прогнозируемые среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов на 2013 год
Среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов за 2012 год
Отклонение 2013 к 2012 году
1
2
3
4
5
1
МО город Алексин
2,5
2,4
+0,1
2
МО Авангардское
1,9
1,9
-
3
МО Буныревское
6,1
5,9
+0,2
4
МО Мичуринское
3,5
2,6
+0,9
5
МО Солопенское
2,5
2,6
-0,1
6
МО Шелепинское
2,2
2,4
-0,2

Средний показатель по району
2,6
2,5
+0,1

Из приведенных данных видно, что снижение среднедушевых доходов отмечается в 2 муниципальных образованиях, что связанно с плановым сокращением поступления налоговых и неналоговых доходов.
С учетом финансовой помощи из районного бюджета в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов прогнозируемые по состоянию на 1 октября 2013 года среднедушевые доходы по муниципальным образованиям Алексинского района составляют 4,9 тыс. рублей, что выше уровня аналогичного показателя 2012 года на 1,1 тыс. рублей. Данные представлены в таблице.

Данные о среднедушевых доходах бюджетов поселений с учетом
финансовой помощи из районного бюджета в форме дотаций,
субсидий и иных межбюджетных трансфертов, руб.

N
Наименование муниципального образования
Среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов и финансовой помощи из районного бюджета на 2013 год
Среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов и финансовой помощи из районного бюджета за 2012 год
Отклонение 2013 к 2012 году
1
2
3
4
5
1
МО город Алексин
4,1
3,4
+0,7
2
МО Авангардское
11,3
3,9
+7,4
3
МО Буныревское
12,1
8,7
+3,4
4
МО Мичуринское
14,9
5,4
+9,5
5
МО Солопенское
6,7
7,4
-0,7
6
МО Шелепинское
6,6
6,6
-

Средний показатель по району
4,9
3,8
-1,1

По состоянию на 1 октября 2013 года по 1 муниципальному образованию произошло снижение прогнозируемых среднедушевых доходов за счет сокращения поступлений по безвозмездным перечислениям.
Разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями без учета финансовой помощи из районного бюджета в 2013 году - 3,2 раза и в 3,1 раза в 2012 году.
С учетом финансовой помощи разрыв в обеспеченности прогнозируемыми на 1 октября 2013 года среднедушевыми доходами сократился более чем в 1,7 раза и составил 1,8 раза аналогичный показатель в 2012 году составлял 1,2 раза.
По данным об исполнении бюджетов поселений за 2012 год, бюджеты 2 муниципальных образований Алексинского района были исполнены с дефицитом в сумме 0,7 млн. рублей. В 2012 году количество поселений, исполнивших бюджет с дефицитом, сократилось по сравнению с предыдущим календарным годом на 2 и соответственно с профицитом - увеличилось на 2.
По итогам исполнения бюджетов поселений за 9 месяцев 2013 года с дефицитом исполнен бюджет 1 муниципального образования.
Таким образом, общими проблемами являются: низкая налоговая база, разрыв бюджетной обеспеченности, несбалансированность местных бюджетов.
В сложившихся экономических условиях развитие межбюджетных отношений должно быть направлено на дальнейшее повышение стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, усиление роли собственных средств в обеспечении деятельности муниципалитетов и усиление контроля за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств.
Несмотря на позитивные стороны законодательства в сфере межбюджетных отношений (среди которых можно назвать их стабильность, долгосрочность и предсказуемость), в ходе реализации реформы местного самоуправления существует ряд проблем. При их решении наиболее важным аспектом является своевременность реагирования на возникающие проблемы, комплексность рассмотрения ситуации и системность принимаемых решений.
Большая часть проблем связана с наличием высокой дифференциации между муниципальными образованиями по социально-экономическому и инфраструктурному развитию поселений, по географическим, природно-климатическим, демографическим и иным факторам, которые в свою очередь самым непосредственным образом влияют на степень нуждаемости поселения в выравнивании их бюджетной обеспеченности и обеспечении сбалансированности бюджетов.
Первостепенной задачей в настоящее время является нахождение оптимальной схемы, позволяющей обеспечить реализацию первоочередных расходов, а также сочетания способов и методов выравнивания для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, чтобы в рамках имеющихся финансовых ресурсов максимально удовлетворить интересы участников бюджетного процесса на муниципальном уровне и соблюсти принципы экономической эффективности и социальной справедливости. Это и будет являться залогом поступательного развития муниципалитетов Алексинского района.

2. Цель и задачи программы, описание основных ожидаемых
конечных результатов программы

Целью программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований и повышения качества управления муниципальными финансами, а также обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Алексинского района, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Для реализации указанных целей необходимо решение следующих задач:
1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений.
2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Ожидаемыми конечными результатами реализации программы являются:
рост комплексной оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из Алексинского района бюджетам муниципальных образований, сокращение количества муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов, до 0;
сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до 2 раз;
отсутствие муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством (0).

3. Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в один этап с 2014 по 2016 год.

4. Перечень мероприятий программы

Наименование мероприятия
Срок исполнения
Объем финансирования (тыс. рублей)
Ответственные за выполнение мероприятий
всего
в том числе за счет средств
бюджета Тульской области
районного бюджета
1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений
1.1. Обеспечение нормативного правового регулирования в сфере межбюджетных отношений
2014 - 2016
-
-
-
Управление по бюджету и финансам администрации Алексинского района
2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов
ВСЕГО
2014 - 2016
68 654,9
36 077,3
32 577,6

2.1. Определение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
2014 - 2016
36 977,3
36 077,3
900,0
Управление по бюджету и финансам администрации Алексинского района
2014
11 800,5
11 500,5
300,0
2015
12 318,0
12 018,0
300,0
2016
12 858,8
12 558,8
300,0
2.2. Определение дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов
2014 - 2016
31 677,6
-
31 677,6
Управление по бюджету и финансам администрации Алексинского района
2014
10 817,9
-
10 817,9
2015
10 512,2
-
10 512,2
2016
10 347,5
-
10 347,5

5. Основные меры правового регулирования

№ п/п
Вид нормативного правового акта
Основные положения нормативного правового акта
Ответственный исполнитель, соисполнители
Ожидаемые сроки принятия
1
2
3
4
5
1
Решение Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 26 декабря 2011 года № 9(33).4
Внесение изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 26 декабря 2011 года № 9(33).4 "Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Алексинский район"
Управление по бюджету и финансам администрации Алексинского района
2014 - 2016, по мере возникновения необходимости
2
Постановления администрации муниципального образования Алексинский район
Внесение изменений в Постановление администрации муниципального образования Алексинский район от 23.03.2011 № 483 "Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Алексинского района бюджетам поселений, входящих в состав Алексинского района, на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации мероприятий, включенных в районные целевые программы"
Управление по бюджету и финансам администрации Алексинского района
2014 - 2016, по мере возникновения необходимости

6. Перечень показателей результативности и эффективности
реализации программы

Цели и задачи подпрограммы
Перечень конечных и непосредственных показателей
Ед. изм.
Фактическое значение показателя на момент разработки подпрограммы (базисное значение)
Значения показателей по годам реализации подпрограммы
Плановое значение показателя на день окончания действия подпрограммы
2014
2015
2016
1
2
3
4
5
6
7
8
Задача 1 "Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений"
Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и
ед.
2
1
1
-
-

инвестиционных фондов Тульской области, субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем







расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов






Задача 2 "Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов"
Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2013 года
раз
3,2
3,0
2,5
2,0
2,0
Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством
ед.
0
0
0
0
0

Паспорт показателя
"Количество муниципальных образований, в которых расчетная
доля межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов (за
исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным
образованиям за счет средств Инвестиционного фонда
Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской
области, субсидий и межбюджетных трансфертов на
осуществление части полномочий по решению вопросов местного
значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или)
налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в
размере, не превышающем расчетного объема дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного
объема дотации), замененной дополнительными нормативами
отчислений, превышает 70% объема собственных доходов местных
бюджетов"

Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты)
Иванова И.А. - начальник сектора межбюджетных отношений отдела доходов, межбюджетных отношений и финансирования отдельных отраслей управления по бюджету и финансам, тел. 4 02 86, эл. почта: fin_uprav@mail.ru
1
Номер паспорта показателя
3
2
Наименование показателя
Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области, субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов
3
Единица измерения
Единица
4
Тип показателя
Конечный
5
Порядок формирования показателя
Показатель формируется на основании статьи 136 БК РФ и определяется по формуле:

И = (МБТ - С - ИФ - ДП - МП) / (Д - С - ИФ - ДП - МП), где

МБТ - объем межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов бюджету муниципальных образований, руб.;
С - объем субвенций бюджету муниципального образования, руб.;
ИФ - объем субсидий Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий, руб.;
МП - объем межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, руб.;
ДП - налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, руб.;
Д - объем доходов бюджета муниципального образования, руб.
6
Описание системы мониторинга показателя
Мониторинг показателя проводится управлением по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район на основании годовой отчетности об исполнении бюджетов поселений

Паспорт показателя
"Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее
обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2013
года"

Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты)
Иванова И.А. - начальник сектора межбюджетных отношений отдела доходов, межбюджетных отношений и финансирования отдельных отраслей управления по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район, тел. 4 02 86, эл. почта: fin_uprav@mail.ru
1
Номер паспорта показателя
4
2
Наименование показателя
Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2013 года
3
Единица измерения
Раз
4
Тип показателя
Конечный
5
Порядок формирования показателя
Показатель формируется и определяется по формуле:



- среднедушевой доход j-го поселения из расчета налоговых и неналоговых доходов и финансовой помощи из районного бюджета;
- среднедушевой доход j-го поселения из расчета налоговых и неналоговых доходов
6
Описание системы мониторинга показателя
Мониторинг показателя проводится управлением по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район на основании годовой отчетности об исполнении бюджетов поселений

Паспорт показателя
"Количество муниципальных образований, в которых дефицит
бюджета и предельный объем муниципального долга превышает
уровень, установленный бюджетным законодательством"

Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты)
Иванова И.А. - начальник сектора межбюджетных отношений отдела доходов, межбюджетных отношений и финансирования отдельных отраслей управления по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район, тел. 4 02 86, эл. почта: fin_uprav@mail.ru
1
Номер паспорта показателя
5
2
Наименование показателя
Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством
3
Единица измерения
Единица
4
Тип показателя
Непосредственный
5
Порядок формирования показателя
Показатель формируется в соответствии с приложением № 3 к Постановлению администрации Тульской области от 29.06.2011 № 512 "Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области"
6
Описание системы мониторинга показателя
Мониторинг показателя проводится управлением по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район на основании годовой отчетности об исполнении бюджетов поселений

7. Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования программы составляет 68654,9 тыс. рублей.

Общая потребность в ресурсах

Наименование ресурсов
Ед. изм.
Потребность
всего
в том числе по годам
2014
2015
2016
Финансовые ресурсы
тыс. руб.
68 654,9
22 618,4
22 830,2
23 206,3
В том числе:





федеральный бюджет
-




бюджет области
тыс. руб.
36 077,3
11 500,5
12 018,0
12 558,8
районный бюджет
тыс. руб.
32 577,6
11 117,9
10 812,2
10 647,5

8. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее
выполнения

Управление реализацией программы осуществляется ответственным исполнителем программы - управлением по бюджету и финансам администрации муниципального образования Алексинский район и включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, выполнение, корректировку и контроль исполнения предусмотренных программой мероприятий.
Контроль и анализ исполнения мероприятий состоит из анализа отчетов об исполнении местных бюджетов, мониторинга качества управления муниципальными финансами и оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.

8.1. Анализ рисков реализации муниципальной программы и
описание мер по управлению рисками с целью минимизации их
влияния на достижение целей муниципальной программы

Описание рисков муниципальной программы и механизмов управления ими представлено в таблице.

№ п/п
Вид риска
Определение факторов риска
Меры управления рисками


Внешние риски

1
Финансовый
Принятие решений по введению новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами; принятие новых нормативных правовых актов федерального уровня, предусматривающих изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между уровнями бюджетов. Возникновение перечисленных рисков может повлечь увеличение объема муниципальных обязательств и, как следствие, повлечет за собой увеличение дефицита районного бюджета и бюджетов поселений
Наличие долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов бюджета района на реализацию муниципальных программ Алексинского района, соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик бюджета, и их соблюдение при формировании проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период
2
Финансовый
Ухудшение экономической ситуации в районе и, как следствие, снижение динамики поступления доходов в районный бюджет и бюджеты поселений
Совершенствование планирования и оптимизация расходов бюджета района; мониторинг финансового состояния бюджетов поселений
3
Финансовый
Финансирование муниципальной программы в неполном объеме
Своевременная корректировка объемов финансирования муниципальной программы
4
Правовой
Изменения федерального и регионального законодательства в бюджетной и налоговой сферах
Оперативное реагирование на изменения федерального и регионального законодательства


Внутренние риски

1
Финансовый
Снижение качества управления муниципальными финансами
Координация работы муниципальных поселений по повышению качества финансового управления
2
Правовой
Снижение эффективности планируемых мер правового регулирования
Разработка и реализация согласованных межведомственных решений, а также увязка с мерами правового регулирования в рамках других муниципальных программ Алексинского района (прежде всего в сфере стратегического планирования, экономического регулирования, управления муниципальным имуществом, муниципальных закупок)
3
Организационный
Вероятность неоптимального распределения работ по исполнению мероприятий и достижению показателей муниципальной программы
Усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствованием механизма текущего управления реализацией программы; ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов

Наибольшее отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы могут оказать внешние риски, связанные с ухудшением экономической ситуации, поскольку рычаги управления ими практически отсутствуют, а меры по снижению их влияния на устойчивость бюджета района ограничены требованиями полного исполнения расходных обязательств Алексинского района.
К рискам реализации муниципальной программы, которыми могут управлять ответственные исполнители программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) правовые риски, связанные с отсутствием правового регулирования основных направлений программы на муниципальном уровне;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации программы, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности ГРБС и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета района, снижения доходной базы.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов бюджета района на реализацию муниципальных программ Алексинского района ("потолков расходов"), соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик бюджета района, и их соблюдение при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

8.2. Методика оценки эффективности программы

Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом общего объема ресурсов, направленного на ее реализацию.
Оценка эффективности муниципальной программы будет осуществляться путем ежегодного сопоставления:
- фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых значений целевых показателей муниципальной программы (целевой параметр 100%);
- фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых объемов расходов местного бюджета на реализацию муниципальной программы и ее основных мероприятий (целевой параметр не менее 95%);
- числа выполненных и планируемых мероприятий плана реализации муниципальной программы (целевой параметр 100%).
Методика оценки эффективности программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) программы и их плановых значений по формуле:



- - степень достижения целей (решения задач);
- - степень достижения показателя (индикатора) программы;
- № - количество показателей (индикаторов) программы.
Степень достижения показателя (индикатора) программы рассчитывается по формуле:



- - фактическое значение показателя (индикатора) программы;
- - плановое значение показателя (индикатора) программы (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений);
или:
(для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета МО Алексинский район.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета МО Алексинский район определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования программы по формуле:



- - уровень финансирования реализации программы;
- - фактический объем финансовых ресурсов, направленных на реализацию программы;
- - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Эффективность реализации программы рассчитывается по следующей формуле:



Вывод об эффективности (неэффективности) реализации муниципальной программы определяется на основании следующих критериев.
Эффективность реализации муниципальной программы (подпрограммы) будет тем выше, чем выше значение степени достижения целей (решения задач) муниципальной программы (подпрограмм) - и при этом ниже значение уровня финансирования реализации муниципальной программы (подпрограммы) - ;
- высокая эффективность реализации муниципальной программы;
- средняя эффективность реализации муниципальной программы;
- низкая эффективность реализации муниципальной программы.


------------------------------------------------------------------