Постановление администрации муниципального образования Узловский район от 12.12.2013 N 1972 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Узловский район на 2014 - 2016 годы"



ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЗЛОВСКИЙ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. № 1972

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗЛОВСКИЙ РАЙОН
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании статей 30, 32 Устава муниципального образования Узловский район администрация муниципального образования Узловский район постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Узловский район на 2014 - 2016 годы (приложение).
2. Финансовому управлению администрации муниципального образования Узловский район (Трегубова Е.П.) обеспечить разработку проекта бюджета муниципального образования Узловский район на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Узловский район на 2014 - 2016 годы.
3. Главному инспектору по связям с общественностью администрации муниципального образования Узловский район (Пронина М.Э.) опубликовать информацию о принятом Постановлении и месте его размещения для ознакомления в газете "Знамя. Узловский район".
4. Отделу по информационному обеспечению администрации муниципального образования Узловский район (Шалимов Д.Н.) разместить Постановление на официальном сайте муниципального образования Узловский район www.uzlovaya.tulobl.ru.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава администрации
муниципального образования
Узловский район
Н.Н.ТЕРЕХОВ





Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Узловский район
от 12.12.2013 № 1972

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЗЛОВСКИЙ РАЙОН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Настоящие основные направления подготовлены в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах от 13.06.2013.

1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики

Бюджетная политика, проводимая администрацией муниципального образования Узловский район, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Узловского района, в числе основных - улучшение условий жизни населения Узловского района, достижение устойчивых темпов экономического роста.
По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей бюджета Узловского района относительно уровня 2011 года.
Исполнение бюджета Узловского района за 2012 год составило: по доходам - 1006,6 млн. рублей и по расходам - 992,7 млн. рублей, что на 0,6 процента, или на 6,4 млн. рублей, выше показателей 2011 года по доходам и на 0,1 процента, или на 2,6 млн. рублей, - по расходам. По результатам исполнения бюджета Узловского района сложился профицит 71,0 млн. рублей.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя Узловского района составил 11,8 тыс. рублей.
Доходные источники бюджета Узловского района - собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 410 млн. рублей, или 40,7 процента всех поступлений в бюджет Узловского района. Прирост по сравнению с 2011 годом составил 100 млн. рублей.
Поступление целевых межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития Узловского района, выше уровня 2011 года.
Просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета Узловского района отсутствует.
В сфере расходов бюджета Узловского района приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.
На эти цели направлено 776,4 млн. рублей, что на 12,5 процента выше показателя 2011 года. Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт составили 78,2 процента всех расходов бюджета Узловского района.
С 1 января 2012 года повышен фонд оплаты воспитателей детских дошкольных учреждений на 15%, младших воспитателей на 20%. Фонд оплаты труда средних медицинских работников детских дошкольных учреждений увеличен на 50%.
Во второй половине 2012 года началась реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". С 1 сентября 2012 г. на 30 процентов увеличен фонд оплаты труда педагогических работников школ. Минимальный размер оплаты труда доведен до 6000 рублей с 1 сентября 2012 года, обеспечено повышение заработной платы работников муниципальных учреждений бюджетной сферы на 6 процентов. На конец 2012 года заработная плата педагогических работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, включая учителей, была доведена до средней по экономике региона.
В полном объеме обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В новом статусе начали осуществлять деятельность бюджетные учреждения.
При поддержке областного бюджета продолжены крупномасштабные мероприятия по модернизации образования.
Местный бюджет на 2013 год был сформирован в условиях резкого снижения доходной части из-за изменения условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета при значительном росте расходов, обусловленных необходимостью исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. В условиях законодательно утвержденных нормативов отчислений доходов в местные бюджеты сохраняется высокая зависимость муниципального образования от объема финансовой помощи из областного бюджета.
Несмотря на это администрация Узловского района активизировала работу по привлечению дополнительных источников доходной части местного бюджета, обеспечивающих предоставление муниципальных услуг в полном объеме.
Основной задачей в области формирования местного бюджета остается повышение удельного веса программной части расходов местного бюджета и взаимосвязь прогноза социально-экономического развития муниципального образования с бюджетным планированием.
В целях создания условий для формирования и реализации с 1 января 2014 г. муниципальных программ Узловского района подготовлена необходимая нормативная база для формирования районного бюджета на очередной трехлетний период 2014 - 2016 годов в программном формате.
Вместе с тем дальнейшее развитие бюджетной системы на территории Узловского района и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия действенных мер на районном уровне по решению проблем, отмеченных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах,
в их числе:
- повышение темпов роста качества предоставления муниципальных услуг;
- внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
- решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию.

2. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики
на 2014 - 2016 годы

Основными целями, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств муниципального образования, выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Достижению данных целей будут способствовать развитие стратегического планирования, укрепление налогового потенциала Узловского района, формирование и исполнение районного и местных бюджетов поселений на основе муниципальных программ, жесткое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов, эффективное использование бюджетных ресурсов.

2.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы. Развитие программно-целевых
методов управления

В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности необходимы разработка и принятие долгосрочного прогноза социально-экономического развития Узловского района и Бюджетной стратегии Узловского района на период до 2017 года. Разработка данных документов должна быть осуществлена уже для формирования следующего трехлетнего бюджета на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных федеральных документах.
Стратегия должна содержать ориентиры по ресурсному обеспечению муниципальных программ Узловского района и оценку рисков бюджетной разбалансированности.
Основными инструментами достижения целей муниципальной политики Узловского района, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования будут муниципальные программы Узловского района. Они станут основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Бюджетные расходы на непрограммные направления деятельности муниципальных органов Узловского района должны быть финансово-экономически обоснованы, их удельный вес в бюджете не значителен.
В 2014 - 2016 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга Узловского района и дефицита районного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.
Укрепление налогового потенциала Узловского района, максимально возможное использование собственных налоговых ресурсов будут способствовать дальнейшему снижению дотационности Узловского района.

2.2. Бюджетная политика в области доходов
(налоговая политика) на 2014 - 2016 годы

В связи с наделением органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тульской области государственным полномочием по финансовому обеспечению получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы, формирование бюджета муниципального образования Узловский район на 2014 год характеризуется значительными изменениями в системе межбюджетных отношений, приведшими к перераспределению отчислений от основных доходных источников местного бюджета (налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения) в пользу областного бюджета.
В результате указанных изменений в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области от 11.11.2005 № 639-ЗТО "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области", с 2014 года в бюджет района зачисляется 20 процентов от налога на доходы физических лиц (ранее в бюджет района поступало 40 процентов от налога на доходы физических лиц) и 40 процентов налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (ранее в бюджет района поступало 90 процентов).
С 2014 года в бюджет района будет поступать новый доходный источник: доходы от уплаты акцизов. Поступления данного налога будут формировать районный Дорожный фонд.
На треть (22 млн. рублей) уменьшена сумма дотации районному бюджету. В 2013 году район получил 61,8 млн. рублей дотации, в 2014 году сумма дотации составит 39,8 млн. рублей.
В связи с этим кардинальные изменения претерпела структура доходов местного бюджета - сокращение собственных доходов бюджета и суммы дотации компенсировано увеличением в два раза (+245 млн. рублей) суммой субвенции из областного бюджета.
Нагрузка на расходную часть местного бюджета существенно увеличится в ближайшие годы, что обуславливает необходимость привлечения дополнительных доходов.
В сложившихся условиях практически полной зависимости финансов территории от внешнеэкономических факторов и финансовой помощи из областного бюджета бюджетная политика в области доходов в 2014 - 2016 годах основана на обеспечении преемственности бюджетной политики, реализуемой в предыдущие годы, и будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- обеспечение максимально возможного в сложившихся условиях уровня доходов;
- повышение качества администрирования доходов;
- сохранение благоприятных условий для стабильного функционирования и развития предприятий малого и среднего бизнеса.

2.2.1. Обеспечение максимально возможного уровня доходов

Снижение собственных доходов местного бюджета в 2014 - 2016 годах приведет к росту зависимости территории от финансовой помощи из областного бюджета. В сложившихся условиях возможности бюджетной политики в области доходов крайне ограничены и требуется мобилизация всех имеющихся финансовых ресурсов территории, а также поиск новых источников увеличения доходов бюджета.
В целях увеличения доходов бюджета от использования муниципального имущества планируются следующие мероприятия:
- индексация базовой арендной платы за предоставление в аренду нежилых помещений муниципальной собственности;
- предоставление в аренду юридическим и физическим лицам пустующих помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- реализация объектов муниципальной собственности через Программу приватизации, а также в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим данные объекты и имеющим преимущественное право на их приобретение;
- проведение мероприятий по постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами;
- усиление претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам местного бюджета и предъявлению штрафных санкций за несвоевременное и некачественное исполнение договоров аренды.
Администрацией Узловского района также будет продолжена работа с крупнейшими налогоплательщиками в процессе формирования и исполнения местного бюджета в целях сохранения налоговой базы территории, а также отслеживания возможности возникновения кассовых разрывов для принятия мер по оперативному реагированию.
В рамках работы Межведомственной комиссии по совершенствованию системы платежей, расчетов и финансового оздоровления предприятий и организаций Узловского района на территории муниципального образования Узловский район будет продолжена работа с "проблемными" налогоплательщиками в части легализации заработных плат, а также взыскания задолженности по налоговым и неналоговым платежам.

2.2.2. Повышение качества администрирования доходов

Дополнительные поступления в местный бюджет могут быть получены в результате проведения мероприятий по повышению качества администрирования доходов бюджета.
Планируется продолжить взаимодействие с органами государственной власти в рамках информационного обмена по налогооблагаемой базе, своевременного проведения переоценки инвентаризационной стоимости объектов, относящихся к налогооблагаемой базе, повышения уровня собираемости налогов и списания безнадежной к взысканию задолженности.
Будет продолжена работа с главными администраторами доходов местного бюджета по повышению уровня собираемости неналоговых доходов, сокращению задолженности по платежам в бюджет, повышению качества планирования доходных источников бюджета и усилению ответственности за исполнение плановых назначений. При формировании местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период прогнозирование доходных источников будет осуществляться с учетом мероприятий по взысканию имеющейся задолженности главных администраторов по администрируемым доходам.
Будет проводиться мониторинг задолженности главных администраторов по налоговым и неналоговым платежам в местный бюджет и осуществляться мероприятия по ее снижению.

2.2.3. Сохранение благоприятных условий для стабильного
функционирования и развития предприятий малого
и среднего бизнеса

В предстоящем среднесрочном периоде будут сохранены меры поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса в получении субсидий, грантов, предоставляемых в рамках мероприятий, предусмотренных муниципальной программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Узловский район" на 2014 - 2016 годы.

3. Основные подходы к формированию расходов бюджета

Формирование объема и структуры расходов местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов осуществляется исходя из прогноза поступления доходов в местный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Важнейшими задачами бюджетной политики на предстоящий период являются:
- обеспечение сбалансированности местного бюджета;
- безусловное исполнение действующих расходных обязательств;
- повышение эффективности использования средств местного бюджета.
Для решения данных задач при формировании расходов на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов основные подходы бюджетной политики заключаются в следующем:
- эффективное управление бюджетными ресурсами и повышение результативности бюджетных расходов;
- совершенствование управления муниципальным имуществом;
- привлечение средств областного бюджета в качестве софинансирования к расходам местного бюджета;
- финансовое обеспечение расходов на открытие новых групп в действующих дошкольных учреждениях, что позволит увеличить количество мест для детей дошкольного возраста;
- концентрация ресурсов на наиболее значимых направлениях и оптимизация расходов на содержание учреждений бюджетной сферы.
Безусловное исполнение действующих расходных обязательств, реализация уже принятых решений - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации.
Исполнение бюджета будет реализовано за счет эффективного использования средств по всем направлениям бюджетных расходов без снижения объемов и сохранения качества оказываемых муниципальных услуг, для чего необходимо:
- обеспечить формирование муниципальных заданий, включающих действующие и вновь принимаемые расходные обязательства с учетом их приоритетности и сопоставления ожидаемых результатов с реальными возможностями;
- продолжить работу по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов путем усиления муниципального финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также путем принятия реальных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- обеспечить экономию средств по результатам проведения конкурсных процедур по муниципальному заказу;
- реализовать максимально эффективное использование муниципального имущества.

4. Долговая политика

В связи с изменениями нормативов отчислений налоговых доходов и уменьшения посредством этого доходной базы местного бюджета в целях сохранения на муниципальном уровне всех действующих расходных обязательств в ближайшие годы будет формироваться устойчивый дефицит.
В связи с этим долговая политика муниципалитета в 2014 - 2016 годах будет направлена прежде всего на обеспечение финансирования дефицита местного бюджета путем привлечения кредитов коммерческих банков.
В случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года планируется использовать привлечение бюджетных кредитов из областного бюджета.
Исходя из параметров местного бюджета, с учетом долговой емкости бюджета, в предстоящий период объем муниципального долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2016 года 19,759 млн. рублей, или 5,4 процента от объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Вместе с тем в планируемом периоде показатели долговой нагрузки местного бюджета не будут превышать предельных значений, установленных бюджетным законодательством.
Учитывая, что основной целью реализации долговой политики в 2014 - 2016 годах будет являться обеспечение сбалансированности местного бюджета, то основными принципами будут являться безусловное исполнение и обслуживание принятых долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
Основными направлениями стратегии управления муниципальным долгом будет поддержание оптимальной структуры муниципального долга, минимизация расходов на обслуживание муниципального долга, определение оптимальных сроков заимствований с целью снижения стоимости долговых обязательств и гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков.

5. Муниципальный финансовый контроль

Муниципальный финансовый контроль является неотъемлемой частью муниципального управления и осуществляется в рамках бюджетного законодательства.
В области финансового контроля бюджетная политика будет направлена на совершенствование данного контроля и обеспечение комплексного взаимодействия между всеми органами муниципального финансового контроля.
В целях совершенствования действующего механизма муниципального финансового контроля необходимо:
- усилить ответственность муниципальных учреждений за обеспечение результативности использования средств бюджета и повышение качества муниципальных услуг (выполнения работ);
- повысить качество информации, формируемой в бюджетной отчетности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
- обеспечить совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов повышается роль контрольных функций всех участников бюджетного процесса. Финансовая дисциплина необходима на всех стадиях - от планирования бюджетных ассигнований до формирования бюджетной отчетности.
При этом первостепенное значение приобретают контроль за эффективностью использования средств бюджета и создание системы, препятствующей нецелевому использованию средств.
Мероприятия по обеспечению контроля за целевым и эффективным расходованием средств бюджета должны быть направлены:
- на обеспечение жесткого контроля за недопущением образования необоснованной кредиторской задолженности;
- на соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
- на осуществление мониторинга эффективности предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
При этом контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов, оценкой эффективности использования бюджетных средств. Его содержание должно состоять не только в фактах выделения и расходования средств бюджета, но и в подтверждение достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений на финансирование.
Особое внимание должно быть уделено контролю:
- за отсутствием кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам;
- за обоснованностью ценообразования на оплачиваемые из бюджета работы, услуги, товары;
- за использованием предоставляемых за счет бюджета бюджетных инвестиций;
- за исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета;
- за полнотой и своевременностью представляемой отчетности.


------------------------------------------------------------------