Постановление администрации муниципального образования Богородицкий район от 26.12.2013 N 1716 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район"



ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОГОРОДИЦКИЙ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. № 1716

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "УПРАВЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОГОРОДИЦКИЙ РАЙОН"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 29.08.2013 № 1066 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", на основании Устава муниципального образования Богородицкий район администрация муниципального образования Богородицкий район постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Отделу по делопроизводству и контролю администрации муниципального образования Богородицкий район (Моисеенко Г.В.) обнародовать данное Постановление.
3. Отделу по работе с населением и связям с муниципальными образованиями администрации муниципального образования Богородицкий район (Кобзев И.А.) опубликовать информационное сообщение об обнародовании настоящего Постановления в газете "Богородицкие вести".
4. Сектору информационного обеспечения администрации муниципального образования Богородицкий район (Мурашов Г.Ю.) разместить настоящее Постановление на официальном сайте администрации муниципального образования Богородицкий район.
5. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Первый заместитель
главы администрации
муниципального образования
Богородицкий район
В.В.ИГОНИН





Приложение
к Постановлению администрации
муниципального образования
Богородицкий район
от 26.12.2013 № 1716

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОГОРОДИЦКИЙ РАЙОН"

ПАСПОРТ
муниципальной программы
муниципального образования Богородицкий район

Ответственный исполнитель программы
Финансовое управление администрации муниципального образования Богородицкий район (далее - финансовое управление)
Соисполнители программы
Нет
Программно-целевые инструменты программы
1. Долгосрочное финансовое планирование.
2 Методическое обеспечение и организация бюджетного процесса.
3. Организация и осуществление контроля в бюджетной сфере.
4. Управление муниципальным долгом.
5. Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений.
6. Обеспечение реализации муниципальной программы
Цели программы
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами
Задачи программы
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района за счет координации стратегического и бюджетного планирования, создания инструментов долгосрочного финансового планирования.
2. Нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета района, кассовое обслуживание исполнения бюджета района, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
3. Обеспечение своевременного контроля в бюджетной сфере.
4. Эффективное управление муниципальным долгом.
5. Формирование единого информационного пространства для составления бюджетной отчетности
Показатели программы
1. Муниципальный долг, в % к налоговым и неналоговым доходам.
2. Расходы на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов, в %.
3. Охват бюджетных ассигнований показателями, характеризующими цели и результаты их исполнения, %.
3. Средний индекс качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета, %.
4. Средний индекс оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений, %.
5. Темп роста налоговых и неналоговых доходов поселений, в %.
6. Просроченная кредиторская задолженность по поселениям
Этапы и сроки реализации программы
В силу постоянного характера решаемых задач выделение отдельных этапов реализации муниципальной программы не предусматривается
Объемы бюджетных ассигнований
Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы составляет 156718,8 тыс. руб.
В том числе по годам:
2014 - 55032,9 тыс. рублей
2015 - 55420,5 тыс. рублей
2016 - 46265,4 тыс. рублей
Из них:
бюджет района - 128488,3 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 45982,9 тыс. рублей
2015 - 45982,9 тыс. рублей
2016 - 36422,8 тыс. рублей
бюджет Тульской области - 27020,4 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 8613,4 тыс. рублей
2015 - 9001,0 тыс. рублей
2016 - 9406,0 тыс. рублей
бюджет города Богородицка - 1309,8 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 436,6 тыс. рублей
2015 - 436,6 тыс. рублей
2016 - 436,6 тыс. рублей
В том числе по подпрограммам:
Подпрограмма 2 "Методическое обеспечение и организация бюджетного процесса" - 600,0 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 300,0 тыс. рублей
2015 - 300,0 тыс. рублей
2016 - 0 тыс. рублей

Из них:
бюджет района - 600 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 300 тыс. рублей
2015 - 300 тыс. рублей
2016 - 0 тыс. рублей
Подпрограмма 4 "Управление муниципальным долгом" - 21598,2 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 7199,4 тыс. рублей
2015 - 7199,4 тыс. рублей
2016 - 7199,4 тыс. рублей
Из них:
бюджет района - 21598,2 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 7199,4 тыс. рублей
2015 - 7199,4 тыс. рублей
2016 - 7199,4 тыс. рублей
Подпрограмма 5 "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений" - 111704,6 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 39185,5 тыс. рублей
2015 - 39573,1 тыс. рублей
2016 - 32946,0 тыс. рублей
Из них:
бюджет района - 84684,2 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 30572,1 тыс. рублей
2015 - 30572,1 тыс. рублей
2016 - 23540,0 тыс. рублей
бюджет Тульской области - 27020,4 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 8613,4 тыс. рублей
2015 - 9001,0 тыс. рублей
2016 - 9406,0 тыс. рублей

Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации муниципальной программы" - 22816,0 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 8348,0 тыс. рублей
2015 - 8348,0 тыс. рублей
2016 - 6120,0 тыс. рублей
Из них:
бюджет района - 128488,3 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 7911,4 тыс. рублей
2015 - 7911,4 тыс. рублей
2016 - 5683,4 тыс. рублей
бюджет города Богородицка - 1309,8 тыс. рублей
В том числе по годам:
2014 - 436,6 тыс. рублей
2015 - 436,6 тыс. рублей
2016 - 436,6 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели эффективности
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение уровня и качества жизни населения.
2. Перевод большей части расходов местного бюджета на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования.
3. Совершенствование межбюджетных отношений

1. Характеристика текущего состояния муниципальных финансов
муниципального образования Богородицкий район,
основные показатели, основные проблемы

Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, во исполнение Постановления администрации муниципального образования Богородицкий район от 11.09.2013 № 1145 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального образования Богородицкий район".
Решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 15.11.2012 № 58-324 утверждена программа социально-экономического развития муниципального образования Богородицкий район до 2016 года.
Ожидаемые конечные результаты программы социально-экономического развития муниципального образования Богородицкий район направлены на обеспечение интенсивного сбалансированного развития муниципального образования Богородицкий район, характеризующегося стабильно растущей экономикой, устойчивой общественно-политической ситуацией.
Одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования Богородицкий район является грамотное проведение финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств района.
Бюджетная политика является важнейшей составляющей системы местного самоуправления, направленной на дальнейший рост социального благополучия и качества жизни населения, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение ее инновационного наполнения и конкурентоспособности, сохранение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Современная система управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального образования Богородицкий район сложилась в результате серьезной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности бюджетно-финансовой системы, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета
Бюджетно-финансовая система в муниципальном образовании характеризуется низким уровнем автономности (данные приведены в таблице), развивается в условиях непрерывно меняющегося федерального законодательства, что приводит к неустойчивости системы и невозможности осуществления достоверных среднесрочных и долгосрочных финансовых прогнозов. В течение года финансовое управление вынуждено неоднократно пересматривать и корректировать показатели бюджета на текущий год.
Не удается сохранять стабильность исполнения расходных обязательств при наращивании муниципального долга и кредиторской задолженности, незначительной доле программных расходов.

Основные показатели, характеризующие состояние системы
управления муниципальными финансами

№ п/п
Наименование (описание показателей результатов)
2011 год
2012 год
2013 год - оценка
1
Объем муниципального внутреннего долга по состоянию на конец отчетного периода, тыс. рублей
64665,6
73896,6
91999,6
2
Доля просроченной кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода в общем объеме расходов бюджета, %
2,6
2,7
1,7
3
Уровень финансовой зависимости бюджета, % от доходов бюджета
78,7
71,9
75,7
4
Доля расходов бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ, %
5,4
10,3
12,1

В муниципальном районе процессы реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления муниципальными финансами прошли несколько этапов развития.
В целях обеспечения благоприятных условий для устойчивого развития в ситуации возможного ухудшения внешних условий необходимо существенное повышение эффективности бюджетной сферы.
В период 2009 - 2011 годы была разработана и действовала программа "Реформирование муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009 - 2011 годы", утвержденная Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 25 февраля 2009 г. № 109.
Программа реформирования муниципальных финансов была направлена на повышение результативности деятельности органов исполнительной власти муниципального образования Богородицкий район и управление муниципальными финансами на новый уровень качества.
Были решены следующие задачи Программы:
- улучшение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- создание условий для развития доходной базы и повышения эффективности использования муниципального имущества;
- обеспечение предоставления населению Богородицкого района качественных бюджетных услуг в необходимом объеме;
- создание благоприятных условий для экономического развития района;
- повышение прозрачности бюджетной политики и деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район.
Реализация программы реформирования обеспечила создание условий для применения среднесрочного финансового планирования, ведомственных целевых программ, муниципальных заданий и иных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Разработан перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями района, определены стандарты качества этих услуг, практикуется оценка показателей качества финансового менеджмента главных распорядителей кредитов, проводится независимая экспертиза решений по вопросам бюджетной и налоговой политики.
Важным новым этапом в реформировании общественных финансов является реализация долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования Богородицкий район на период до 2013 года", утвержденной Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район № 1014 от 29.09.2011.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.
Целью данной Программы является повышение эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании Богородицкий район, создание правовых и финансовых условий для повышения результативности выполнения муниципальных функций, обеспечения потребностей населения и организаций в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Богородицкого района.
В связи с этим среди ключевых целей, стоящих перед органами местного самоуправления, - использование механизмов, ориентированных на результат, в том числе программно-целевого метода планирования и финансирования; ориентация не только на использование бюджетных средств, но и на достижение результата всеми средствами и методами регулирования, которые находятся в распоряжении муниципалитета, а также четкое закрепление ответственности за результаты.
Требует расширения практика применения информационно-коммуникационных технологий на стадиях составления и исполнения бюджета, осуществления функций органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями при исполнении соответствующих муниципальных полномочий. Необходимо автоматизировать процессы, требующие значительной технической работы и соответственно значительных трудовых затрат.
Автоматизация бюджетного процесса и развитие автоматизированных информационных финансовых систем должны включать:
администрирование, сопровождение и своевременное обновление программно-аппаратного комплекса автоматизированных информационных финансовых систем в соответствии с бюджетным законодательством;
создание и развитие единой информационной среды управления муниципальными финансами как комплекса взаимоувязанных компонентов по исполнению и планированию бюджета;
обеспечение стабильного функционирования и безопасности информационных систем, обслуживающих бюджетный процесс;
интеграцию в систему "Электронный бюджет".
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной сферы, сохранился ряд существенных недостатков и нерешенных проблем:
не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления муниципальными финансами, работают в полную силу (недостаточно используется реестр расходных обязательств, формальными остаются доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, подходы к расчетам потребностей в бюджетных ассигнованиях на выполнение муниципальных заданий и др.);
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, в то же время динамика налоговых доходов муниципалитета не демонстрирует существенный рост;
не созданы надлежащие условия для мотивации органов местного самоуправления, а также муниципальных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов и деятельности в целом;
планирование капитальных и текущих расходов методологически не было взаимоувязано;
не отвечают требованиям автоматизированные системы, что в свою очередь тормозит внедрение "Электронного бюджета";
нуждается в дальнейшем реформировании система муниципального финансового контроля с перемещением вектора контроля с расходования финансовых ресурсов на контроль "результатов деятельности".
Обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости и реалистичности бюджета, повышение эффективности распределения бюджетных средств - необходимое условие для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, роста уровня и качества жизни населения, для тесной увязки стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями. Решение проблемных вопросов возможно при принятии верных и своевременных государственных мер в области экономики и финансов.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ, дают необходимые правовые основания для усиления программной ориентированности бюджета и повышения направленности бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития города.
Основные задачи на новый бюджетный цикл озвучены Президентом Российской Федерации 13.06.2013 в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, среди них актуальнейшие задачи:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств и выполнении задач, поставленных в указах Президента от 7 мая 2012 года.
2. Оптимизация структуры расходов бюджета.
3. Развитие программно-целевых методов управления, в частности государственных и муниципальных программ.
4. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры, таких как механизмы государственно-частного партнерства.
5. Переход к формированию муниципального задания на оказание услуг на основе единого перечня услуг и единых нормативов их финансирования.
6. Совершенствование межбюджетных отношений.
Согласно внесенным изменениям в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ) при составлении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, формирование целевых статей расходов бюджета будет основано на муниципальных программах.
Переход к формированию бюджетов с применением программно-целевого метода предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода.
Вопрос совершенствования системы управления муниципальными финансами носит комплексный характер и требует для своего решения согласованных действий органов государственной власти на региональном уровне, а также органов местного самоуправления.
Для придания этой работе системного характера, выработки четких критериев успеха проводимых изменений целесообразно определить основные проблемы, сформировать целостное видение необходимых изменений в рамках принятой общефедеральной концепции развития бюджетной системы, сформулировать основные направления изменений и ожидаемые результаты;
обеспечить необходимую межведомственную координацию при реализации Программы;
обеспечить увязку текущей деятельности органов местного самоуправления по управлению бюджетными средствами с достижением долгосрочных целей и задач, а также прозрачность и измеримость результатов Программы.
Цель муниципальной программы "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район" - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами.
Достижение цели данной муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках следующих подпрограмм:
1. Долгосрочное финансовое планирование.
2. Методическое обеспечение и организация бюджетного процесса.
3. Организация и осуществление контроля в бюджетной сфере.
4. Управление муниципальным долгом.
5. Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений.
6. Обеспечение реализации муниципальной программы.
Муниципальная программа имеет 7 целевых показателей:
1. Муниципальный долг, в % к налоговым и неналоговым доходам:
2014 год - 72,2%
2015 год - 78,6%
2016 год - 83,5%
2. Расходы на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов, в %:
2014 год - 1,05%
2015 год - 1,01%
2016 год - 0,9%
3. Охват бюджетных ассигнований показателями, характеризующими цели и результаты их исполнения, %.
В 2014 году охват бюджетных ассигнований составит не менее 90,0%, в 2015 году - 92,0%, в 2016 году - 95,0%, оставшиеся проценты непрограммной части бюджетных ассигнований связаны с другими расходами органов местного самоуправления.
4. Средний индекс качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета, %.
Средний индекс финансового менеджмента рассчитывается как сумма итоговых оценок качества финансового менеджмента к их количеству, Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определен Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 29.12.2012 № 1550 "Об утверждении Порядка, Методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и Порядка применения результатов мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств в муниципальном образовании Богородицкий район". По итогам 2012 года средний индекс финансового менеджмента - 42 балла.
Предполагается достигнуть:
2014 год - 47 баллов
2015 год - 52 балла
2016 год - 57 баллов
5. Средний индекс оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений, %.
Средний индекс оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений рассчитывается как сумма итоговых оценок органов местного самоуправления к количеству поселений, Порядок проведения оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений определен Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 29.12.2012 № 1549 "Об утверждении Порядка и Методики оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений Богородицкого района по управлению муниципальными финансами".
Средний индекс оценки за 2012 год - 6,05 балла.
Предполагается достигнуть:
2014 год - 8,05 балла
2015 год - 10,0 балла
2016 год - 11,0 балла
6. Темп роста налоговых и неналоговых доходов поселений, в %.
Предполагается достигнуть:
2014 год - 107,3%
2015 год - 103,4%
2016 год - 104,2%
7. Просроченная кредиторская задолженность по поселениям.
Предполагается достигнуть:
2014 год - отсутствие кредиторской задолженности
2015 год - отсутствие кредиторской задолженности
2016 год - отсутствие кредиторской задолженности
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
1. Создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни.
2. Создание условий для повышения эффективности финансового управления органов местного самоуправления поселений для выполнения ими муниципальных функций, обеспечения потребностей общества и граждан в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества.
3. Перевод большей части расходов бюджета района на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности из использования.

2. Цели и задачи муниципальной программы,
прогноз развития, прогноз конечных результатов

Подпрограмма 1.
Долгосрочное финансовое планирование

Обеспечение сбалансированности бюджета района - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в обеспечении бюджетных расходов источниками их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Его устойчивость за счет источников покрытия дефицита к неблагоприятным внешним воздействиям вносит существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности, является основной предпосылкой для поддержания макроэкономической и бюджетно-финансовой стабильности на территории Богородицкого района.

Основные характеристики бюджета
муниципального образования Богородицкий район
в 2008 - 2015 годах

Наименование показателей
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Налоговые и неналоговые доходы
113825,9
135900,6
120311,4
132212,0
169165,3
179462,0
Уд. вес % в общем объеме доходов
17,3
23,3
19,3
21,7
28,1
20,2
Из них НДФЛ
59043,8
81447,2
51603,1
56295,7
91012,9
99969,4
Уд. вес % в объеме налоговых и неналоговых доходов
51,9
59,9
42,9
42,5
53,8
55,7
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
545329,9
446897,0
503074,6
477181,1
432420,0
708073,5
Из областного бюджета
509095,9
399500,0
461593,8
472063,7
432619,7
559452,7
Уд. вес % в общем объеме доходов
77,2
68,5
74,0
77,4
71,9
63,0
Из поселений
36234,0
47397,0
41480,8
7828,5
40,0
148263,4
ВСЕГО ДОХОДОВ
659602,4
582797,6
623386,0
609693,1
601585,3
887535,5
Расходы
662801,8
662804,8
651412,8
640852,2
605464,7
908732,5
Дефицит
-3199,4
-5696,2
-28026,8
-31159,1
-3879,4
21197,0
В том числе предельный объем дефицита
0
0
588,8
5939,8
0
7406,0
в % к налоговым и неналоговым доходам
0
0
0,5
4,5
0
4,1

Исходя из приведенной таблицы видно, что, несмотря на то что уровень налоговых и неналоговых доходов растет, в доходной части бюджета района их объем все-таки остается незначительным (менее 30%).
Наибольший объем средств от налоговых и неналоговых доходов поступает в бюджет района в виде отчислений налога на доходы физических лиц (более 55%), закрепляемых на федеральном и региональном уровнях.
Наибольший объем доходов, аккумулируемых в бюджете района, формируется в процессе реализации межбюджетных отношений на уровне "область - район". Формализация таких отношений происходит в виде различных форм межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета.
От эффективности межбюджетных отношений зависит решение многих социальных проблем и качество жизни людей.
Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности привлечения долгосрочных кредитных ресурсов является основополагающим моментом привлечения инвестиций, а соответственно и расширением возможностей для развития экономики и решения социальных задач.
Основной мерой для внедрения данного принципа является формирование долгосрочного (не менее 15 лет) экономического прогноза и бюджетного планирования (бюджетная стратегия) на всех уровнях власти.
С 2014 года бюджетная система Российской Федерации переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджетов.
Инструментом финансового обеспечения синхронизации целей и задач муниципальных программ станет долгосрочная бюджетная стратегия на период до 2030 года.
Необходимым условием для разработки и ведения долгосрочной бюджетной стратегии является разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Богородицкий район на соответствующий период.
Данное направление будет реализовываться после внесения изменений в Бюджетный кодекс, планируемый Министерством финансов РФ осуществить в 2014 - 2015 годах.
Мероприятия в рамках подпрограммы будут обеспечиваться в рамках текущей деятельности финансового управления.
Целевые индикаторы подпрограммы:
1. Наличие долгосрочной (не менее 12 лет) бюджетной стратегии.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
1. Формирование бюджета в рамках и с учетом долгосрочного прогноза параметров бюджетной системы, что обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетной политики, исполнения расходных обязательств.
2. Формирование расходов в соответствии с предельными расходами ("потолками" расходов) муниципальных программ на срок не менее 8 лет.

Подпрограмма 2.
Методическое обеспечение и организация бюджетного процесса

Целями подпрограммы является нормативное регулирование бюджетного процесса в муниципальном образовании Богородицкий район, совершенствование планирования и исполнения бюджета района, кассовое обслуживание исполнения бюджета района и формирование бюджетной отчетности.
Данное направление является предельно важным, так как от качества и своевременности подготовки проекта решения о бюджете зависит стабильность функционирования органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, своевременность и полнота осуществления законодательно установленных социальных выплат населению.
Административная функция финансового управления заключается в своевременной и качественной подготовке проекта решения о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период, а также организации исполнения бюджета и формирования бюджетной отчетности.
В сфере реализации данной подпрограммы сформированы следующие задачи:
- обеспечение исполнения расходных обязательств муниципального образования Богородицкий район;
- недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- повышение прозрачности бюджетной системы, расширение доступа к информации о финансовой деятельности органов власти, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества и т.д.;
- обеспечение информационной, технической и консультационной поддержки процесса управления муниципальными финансами.
В рамках своей компетенции финансовое управление обеспечивает поддержание объема расходных обязательств исходя из возможностей бюджета района путем оптимизации существующих расходных обязательств и сдерживания неоправданного возникновения новых.
В 2008 году решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 30.05.2008 № 39-257 утверждено новое Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Богородицкий район, в котором начиная с 2009 года предусматривается утверждение бюджета района на три года.
Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития района с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета района позволяет оценить степень выполнения расходных обязательств района, обеспечить подотчетность деятельности органов местного самоуправления и администраторов бюджетных средств, выявить тенденции в изменении финансового состояния муниципальных учреждений.
В рамках подпрограммы финансовым управлением будет продолжена работа по размещению на официальном сайте администрации муниципального образования Богородицкий район текущей информации об исполнении бюджета района и бюджета города Богородицка (по переданным полномочиям), позволяющей создавать и поддерживать системы анализа и мониторинга муниципальных финансов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета района предполагает организацию исполнения бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. При этом результатом реализации данного направления является обеспечение качественного и своевременного обслуживания бюджета, достоверности, актуальности, прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов.
Основной целью создания системы "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного и муниципального управления.
Для достижения поставленной цели система "Электронный бюджет" должна обеспечивать решение следующих задач:
повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения результатов реализации муниципальных программ;
обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления в сфере управления общественными финансами;
обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с нормативно-правовыми актами района расходными обязательствами.
Наиболее важными блоками для муниципальных финансов являются 2 подсистемы: бюджетного планирования, учета и отчетности.
Подсистема бюджетного планирования предназначена для осуществления формализованных процедур составления и организации исполнения бюджета.
На этапе составления бюджета подсистема бюджетного планирования должна обеспечить финансовым органам и главным распорядителям бюджетных средств возможность формирования:
проекта бюджета;
прогноза основных параметров бюджетной системы муниципального района, в том числе консолидированного бюджета района на очередной год и плановый период;
реестра расходных обязательств;
обоснований бюджетных ассигнований.
В подсистеме бюджетного планирования должна быть реализована возможность, позволяющая сбалансировать объемы предусмотренных соответствующим бюджетом расходов, суммарные объемы доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.
На этапе организации исполнения бюджета подсистема бюджетного планирования должна обеспечить финансовым органам, главным распорядителям бюджетных средств возможность составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей.
В подсистеме бюджетного планирования должно быть предусмотрено наличие информации о показателях результативности деятельности публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления, а также возможность формирования государственных (муниципальных) заданий и отчетов об их исполнении.
Подсистема бюджетного планирования разрабатывается в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы в сферах деятельности, подлежащих автоматизации в указанной подсистеме.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.

Использование пользователями функций
подсистемы бюджетного планирования

Пользователи
Функции подсистемы
Финансовые органы
- определение объемов бюджетных ассигнований;
- балансировка бюджета;
- составление бюджета;
- составление и ведение сводной бюджетной росписи
ГРБС (ГАИФ, учредитель)
- формирование планового реестра расходных обязательств; формирование обоснований бюджетных ассигнований; формирование сводных показателей государственных (муниципальных) заданий;
- составление и ведение бюджетной росписи ГРБС (ГАИФ);
- управление проектами

Подсистема учета и отчетности предназначена для выполнения функций ведения бухгалтерского и управленческого учета, формирования всех видов отчетности.
Подсистема учета и отчетности должна обеспечить отражение в бухгалтерском учете следующих операций:
операций кассового обслуживания исполнения бюджетов, учреждений, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств бюджета;
операций по исполнению бюджетов.
Подсистема учета и отчетности должна обеспечить ведение журналов операций и Главной книги.
По завершении финансового периода (года) на основании учетной информации, включая данные Главной книги, подсистема учета и отчетности должна предоставить возможность формирования бухгалтерских проводок по закрытию финансового периода (года).
Подсистема учета и отчетности должна обеспечить формирование отчетности об исполнении бюджетов, бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных учреждений, налоговой, статистической и управленческой отчетности.
Результаты ведения бухгалтерского учета и Главной книги используются для автоматического формирования отчетности муниципальных учреждений, включающей регламентированную бюджетную (бухгалтерскую) отчетность, налоговую, статистическую отчетность, иную отчетность, в соответствии с локальными нормативными актами. ГРБС и органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении муниципальных учреждений, осуществляют консолидацию бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Использование пользователями функций
подсистемы учета и отчетности

Пользователи
Функции подсистемы
Органы местного самоуправления, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении муниципальных учреждений, муниципальные учреждения
- ведение журналов операций и Главной книги;
- закрытие финансового периода (года);
- формирование регламентированной бюджетной отчетности

Конечным результатом решения данной задачи является принятый в установленные сроки и соответствующий требованиям бюджетного законодательства бюджет района на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация задачи предполагает ведение реестра расходных обязательств, определение методов оценки объема расходных обязательств, правил и процедур расчета средств, необходимых для их выполнения в очередном финансовом году и в среднесрочной перспективе. Надежность и обоснованность бюджетных прогнозов является ключевым условием для разработки проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:
1. Исполнение расходных обязательств муниципального образования Богородицкий район.
Указанный показатель измеряется в % и ежегодно должен достигать 100%.
Показатель рассчитывается как отношение кассового исполнения бюджета района к утвержденному объему бюджетных ассигнований.
Информация о степени достижения данного показателя анализируется на основании отчета об исполнении бюджета района.
2. Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении бюджета района, сформированного финансовым управлением.
Указанный показатель измеряется в % и ежегодно должен достигать 100%.
Показатель определяется по формуле как отношение фактически сформированных отчетов в составе отчетности об исполнении бюджета района к установленному законодательством количеству отчетов в составе отчетности об исполнении бюджета района.
Информация анализируется на основании отчета об исполнении бюджета района.
3. Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении консолидированного бюджета района, сформированной финансовым управлением.
Указанный показатель измеряется в % и ежегодно должен достигать 100%.
Показатель определяется по формуле как отношение фактически сформированных отчетов в составе консолидированной отчетности об исполнении бюджета района к установленному законодательством количеству отчетов в составе консолидированной отчетности об исполнении бюджета района.
Информация анализируется на основании отчета об исполнении консолидированного бюджета района.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
1. Повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов.
2. Своевременная и качественная подготовка проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период.
3. Качественная организация исполнения бюджета района.
Подпрограмма носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач выделение отдельных этапов реализации не предусматривается.

Подпрограмма 3.
Организация и осуществление контроля в бюджетной сфере

Реализация данной сферы муниципальной программы предполагает выработку муниципальной политики и нормативное регулирование организации деятельности контрольной функции финансового управления.
Административная функция финансового управления заключается в своевременном и качественном проведении финансовым управлением контрольных мероприятий в установленных объектах муниципального финансового контроля, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и как следствие повышении эффективности контроля за соблюдением бюджетного законодательства, организации и совершенствовании эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления при исполнении данной муниципальной функции.
Целью подпрограммы является обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Задачами данной подпрограммы является:
1. Организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.
Описание целевых показателей подпрограммы:
1. Соотношение количества проверенных отчетов о реализации муниципальных программ и отчетов, подлежащих проверке.
Данные величины являются количественными и показывают степень охвата проверками полноты и достоверности отчетов о реализации муниципальных программ.
Показатель является относительной величиной, выраженной в процентах.
Периодичность показателя - годовая.
Вид временной характеристики - годовая.
2. Соотношение количества установленных финансовых нарушений и общего количества предложений (предписаний и т.д.), принятых по фактам нарушений.
Данные величины являются количественными, с помощью которых характеризуется качество выполнения финансовым управлением контрольных функций.
Факт финансового нарушения является установленным только в случае его документального подтверждения и отражения в материалах проверки (акте, справке).
В знаменателе показывается количество предложений (предписаний, и т.д.), принятых по фактам нарушений.
Показатель является относительной величиной, выраженной в процентах.
Периодичность показателя - годовая.
Вид временной характеристики - годовая.
Ожидаемые результаты выполнения подпрограммы - снижение объемов нарушений в финансово-бюджетной сфере и повышение эффективности расходования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины.
Подпрограмма носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач выделение отдельных этапов реализации не предусматривается.

Подпрограмма 4.
Управление муниципальным долгом

Система управления муниципальным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления муниципальным долгом непосредственно влияет на устойчивость бюджета.
С учетом этого политика в области управления муниципальным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Следует отметить, что в течение ряда лет муниципальному образованию не удавалось проводить грамотную взвешенную долговую политику, вследствие чего объем муниципального долга за последние три года вырос на 45,9% и составляет 52,6% объема налоговых и неналоговых доходов. В случае приближения долговых индикаторов к пороговым, критическим значениям потребуется проводить политику ограничения муниципальных расходов и заимствований.
Поскольку уровень автономности бюджета района довольно низок, то есть доля собственных доходов муниципалитета составляет 20,2% и динамика собственных доходов не демонстрирует большой рост, прогноз уменьшения муниципального долга и в плановом периоде маловероятен.
В связи с тем, что расходы на обслуживание муниципального долга следует рассматривать обособленно, вне зависимости от показателей деятельности финансового управления, управление муниципальным долгом рассматривается как отдельная подпрограмма.
Основными задачами подпрограммы являются:
- оптимизация объема и структуры муниципального долга района;
- совершенствование механизмов управления муниципальным долгом;
- соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга района.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:
1. Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета района.
Показатель рассчитывается как отношение расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета района, представленных в решении Собрания представителей об исполнении бюджета района, а также в решении Собрания представителей на очередной год и плановый период.
2. Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета района.
Показатель рассчитывается как отношение муниципального долга района на конец года к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета района, представленных в решении Собрания представителей об исполнении бюджета района, а также в решении Собрания представителей на очередной год и плановый период.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
1. Сохранение объема муниципального долга не более 90% объема налоговых и неналоговых доходов района
Подпрограмма носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач выделение отдельных этапов реализации не предусматривается.

Подпрограмма 5.
Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений

Одной из важнейших проблем в системе управления финансами района является проблема сбалансированности межбюджетных отношений. Этой проблемой занимались и занимаются органы всех уровней управления, законодатели, ученые и специалисты в финансовой сфере.
От эффективности межбюджетных отношений зависит решение многих социальных проблем и качество жизни людей. Важность данного вопроса определяется еще и тем, что на территории района различен уровень экономического развития каждого отдельного поселения, и как следствие это приводит к различию экономического потенциала.
Наибольший объем доходов, аккумулируемых в местных бюджетах, формируется в процессе реализации межбюджетных отношений на уровне "район - поселения". Формализация таких отношений происходит в виде различных форм межбюджетных трансфертов (далее - МБТ), выделяемых из областного бюджета и бюджета района.
Мерилом автономии местных бюджетов и их финансовой самостоятельности является уровень собственных доходов муниципальных бюджетов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что к "собственным доходам" местных бюджетов в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ включаются межбюджетные трансферты, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанные доходы (дотации и субсидии) не соответствуют основному критерию отнесения к собственным доходам, поскольку органы местного самоуправления не имеют возможности непосредственно влиять на объем их мобилизации.
Во-первых, указанные доходы не поступают в бюджеты на постоянной основе. Предусматривается ежегодный расчет и утверждение соответствующих показателей на очередной финансовый год.
Во-вторых, порядок перечисления дотаций и субсидий в местные бюджеты устанавливается органами власти передающей стороны, т.е. не зависит от органов местного самоуправления. Все указанное выше в полной мере относится и к налоговым доходам от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемых в местные бюджеты в форме отчислений на основании нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия.
Таким образом, изначально законодатель ставит местные бюджеты в определенную зависимость от вышестоящих бюджетов.
Роль местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц) нельзя оценить как высокую. В 2011 году их доля в бюджетах поселений составляла 12,2%, в 2012 году - 13,9%, по прогнозу 2013 года 13,3%.

(тыс. рублей)
Наименование поселений
2010
2011
2012
Всего
В том числе
Всего
В том числе
Всего
В том числе
налоговые и неналоговые доходы
межбюджетные трансферты
уд. вес % межбюджетных трансфертов
налоговые и неналоговые доходы
межбюджетные трансферты
уд. вес % межбюджетных трансфертов
налоговые и неналоговые доходы
межбюджетные трансферты
уд. вес % межбюджетных трансфертов
г. Богородицк
89,4
30,0
59,4
66,4
84
31,1
52,9
63,0
111,1
38,1
72,9
65,6
р.п. Товарковский
28,4
10,5
17,9
63,0
36,2
8,1
28,1
77,6
27,7
9,9
17,8
64,3
Бахметьевское
5,8
1,5
4,3
74,1
7,6
2,6
5,0
65,8
5,8
2,8
3,0
51,7
Бегичевское
11,3
2,6
8,7
77,0
13,5
3
10,5
77,8
9,7
3,0
6,7
69,1
Иевлевское
4,9
1,1
3,8
77,5
6,3
1,9
4,4
69,8
5,6
1,7
3,9
69,6
Товарковское
4,9
1,1
3,8
77,5
5,9
1,6
4,3
72,9
5,7
1,9
3,8
66,7

Из таблицы видно, что зависимость бюджетов поселений от финансовой помощи значительна (от 51,7% до 69,6%).
Предоставление межбюджетных трансфертов обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях публичной власти. Реализация указанных аспектов политики обеспечивается через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов бюджетам городских и сельских поселений являются одним из важнейших механизмов влияния на социально-экономическое развитие территорий и эффективность деятельности органов местного самоуправления.
Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами бюджеты поселений в объемах, гарантирующих минимальную потребность в средствах на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение.
Субсидии являются одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность поселений в решении вопросов развития региональной экономики и социальной сферы, привлечения средств вышестоящих бюджетов на приоритетные направления инвестиционных расходов.
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов поселений оказывается финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетных кредитов.
Повышение качества оказания государственных услуг осуществляется через механизм делегирований федеральных и региональных полномочий на уровень поселений с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий.
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов поселений.
Основной целью подпрограммы является:
- выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Для достижения основных целей необходимо решение следующей тактической задачи:
- оказание финансовой поддержки городским и сельским поселениям района из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации для обеспечения их сбалансированного социально-экономического развития, что предполагает сокращение различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований района и снижение межтерриториальных различий в возможности реализации закрепленных действующим законодательством полномочий городских и сельских поселений.
Основными задачами по совершенствованию представления межбюджетных трансфертов являются:
1. Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития городских и сельских поселений района и снижение межтерриториальных различий в возможности реализации закрепленных действующим законодательством полномочий городских и сельских поселений.

3. Осуществление контроля за целевым использованием предоставленных межбюджетных трансфертов из областного и районного бюджетов, а также за соблюдением условий их предоставления.
4. Организация мониторинга соблюдения требований бюджетного законодательства и качества организации и осуществления бюджетного процесса и качества управления бюджетами городских и сельских поселений района в части предоставления межбюджетных трансфертов.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития городских и сельских поселений района и сокращение различий в уровне их социально-экономического развития достигается предоставлением дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений.
Объем данной дотации определяется исходя:
- из необходимости обеспечения сбалансированности бюджетов поселений в целях снижения разрыва между прогнозируемыми доходами и прогнозируемыми расходами;
- из объема прогнозируемых доходов бюджета района.
Следовательно, необходимо повысить заинтересованность органов местного самоуправления поселений района в наращивании налогового потенциала и в своевременном и полном поступлении доходов в бюджеты городских и сельских поселений.
Своевременное перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в течение финансового года, в том числе в виде авансовых платежей, позволяет обеспечить сбалансированное и устойчивое исполнение консолидированного бюджета района, недопущение возникновения кассовых разрывов и возможность финансирования первоочередных расходных обязательств.
В условиях расширения самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления поселений возрастает значение использования механизмов мониторинга, направленного на осуществление контроля за эффективностью организации бюджетного процесса в части предоставления межбюджетных трансфертов.
Порядок проведения мониторинга соблюдения требований бюджетного законодательства и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях установлен Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 29.12.2013 № 1549 "Об утверждении Порядка и Методики оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений Богородицкого района по управлению муниципальными финансами".
Целевые индикаторы данной подпрограммы:
1. Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов поселений в консолидированном бюджете района (%).
Показатель рассчитывается как отношение просроченной кредиторской задолженности поселений к общему объему расходов консолидированного бюджета района, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета за отчетный год.
2. Доля расходов бюджетов поселений, формируемых в рамках программ.
Показатель рассчитывается как отношение расходов поселений, формируемых в рамках программ, к общему объему расходов поселений, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета за отчетный год.
3. Количество поселений, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами.
Данный показатель (шт.) представлен в справке по оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 29.12.2013 № 1549 "Об утверждении Порядка и Методики оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений Богородицкого района по управлению муниципальными финансами".
4. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений, %.
Показатель рассчитывается как отношение объема налоговых и неналоговых доходов поселений отчетного года к предыдущему (5), представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета за отчетный год.

Подпрограмма 6.
Обеспечение реализации муниципальной программы

Выполнение полномочий администрации муниципального образования Богородицкий район в сфере управления муниципальными финансами обеспечивает финансовое управление муниципального образования Богородицкий район (решение Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 09.11.2007 № 31-190 "Об утверждении Положения (новая редакция) о финансовом управлении администрации муниципального образования Богородицкий район").
Финансовое управление обеспечивает:
1. Составление и исполнение бюджета муниципального района.
2. Составление консолидированного бюджета муниципального района.
3. Контроль за наполняемостью бюджета и эффективностью использования бюджетных средств.
4. Концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития муниципального района.
5. Участие в совершенствовании методов финансово-бюджетного планирования, финансирования, учета и отчетности.
6. Осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами.
Финансовое управление обеспечивает реализацию муниципальной программы в рамках текущей деятельности.

3. Этапы и сроки реализации муниципальной программы

Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами муниципального образования Богородицкий район" имеет постоянный характер.
В силу постоянного характера решения поставленных задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.

4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
с указанием сроков ее реализации и ожидаемых результатов

Перечень основных мероприятий
муниципальной программы "Управление муниципальными финансами
муниципального образования Богородицкий район"

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ожидаемый результат (краткое описание)
Связь с показателями
1
2
3
4
5
Подпрограмма 1 "Долгосрочное финансовое планирование"
1
Разработка долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования Богородицкий район
После внесения изменений в Бюджетный кодекс и разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития района
Работающая система формирования расходной части района на основе муниципальных программ, синхронизированных по целям и ресурсам долгосрочной бюджетной стратегии района. Для каждой муниципальной программы в рамках бюджетной стратегии определены "потолки" расходов, обеспечивающих предсказуемость и достаточность ресурсов
Обеспечивает достижение ожидаемых результатов подпрограммы 1
Подпрограмма 2 "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса"
1
Нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса, организация планирования и исполнения бюджета
Непрерывно
Подготовка проектов и принятие нормативно-правовых, ненормативных актов по вопросам организации бюджетного процесса, планирования и исполнения бюджета района
Обеспечивает достижение ожидаемых результатов подпрограммы 2
2
Организация исполнения бюджетов и формирование бюджетной отчетности
Непрерывно
1. Обеспечение надежного, качественного и своевременного исполнения бюджетов.
2. Обеспечение надежного, качественного и своевременного кассового обслуживания бюджетов.
3. Обеспечение достоверности, актуальности, прозрачности и доступности информации о муниципальных финансах

3
Автоматизация учетной деятельности
2014
ГРБС - финансовое управление
2015
бюджетополучатели, бюджетные учреждения, подведомственные администрации муниципального образования Богородицкий район
2016
бюджетополучатели, бюджетные учреждения, подведомственные комитету по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район
Комплексная автоматизация процесса учета муниципальных финансов, формирования бюджетной отчетности

Подпрограмма 3 "Организация и осуществление контроля в бюджетной сфере"
1
Организация осуществления контроля за соблюдением законодательства и нормативно-правовых актов при использовании средств бюджетов района и поселений, входящих в состав района
Постоянно
Проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств бюджетов района и поселений, входящих в состав района

Подпрограмма 4 "Управление муниципальным долгом"
1
Нормативное правовое регулирование в сфере управления муниципальным долгом
Постоянно
Достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга

2
Обслуживание муниципального долга
Постоянно
Экономически обоснованная стоимость обслуживания муниципального долга

3
Планирование ассигнований на исполнение муниципальных гарантий
постоянно
Сокращение риска неисполнения обязательств
Обеспечивает достижение ожидаемых результатов подпрограммы 4
Подпрограмма 5 "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений"
1
Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
Постоянно
Своевременное перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
Обеспечивает достижение ожидаемых результатов подпрограммы 5
2
Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений
Постоянно
Обеспечение сбалансированности бюджетов поселений

3
Повышение качества управления муниципальными финансами
Постоянно
Внедрение программно-целевых методов планирования бюджетов, рост доли расходов, формируемых в рамках программ


5. Перечень показателей результативности
и эффективности муниципальной программы

№ показателя
Показатель
Методика расчета

Подпрограмма 1 "Долгосрочное финансовое планирование"
1
Наличие долгосрочной (не менее 12 лет) бюджетной стратегии
Да/нет
Подпрограмма 2 "Методическое обеспечение и организация бюджетного процесса"
2
Исполнение расходных обязательств муниципального образования Богородицкий район
Указанный показатель измеряется в % и ежегодно должен достигать 100%.
Показатель рассчитывается как отношение кассового исполнения бюджета района к утвержденному объему бюджетных ассигнований
3
Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении бюджета района, сформированного финансовым управлением
Указанный показатель измеряется в % и ежегодно должен достигать 100%.
Показатель определяется по формуле как отношение фактически сформированных отчетов в составе отчетности об исполнении бюджета района к установленному законодательством количеству отчетов в составе отчетности об исполнении бюджета района
4
Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении консолидированного бюджета района, сформированном финансовым управлением
Указанный показатель измеряется в % и ежегодно должен достигать 100%.
Показатель определяется по формуле как отношение фактически сформированных отчетов в составе консолидированной отчетности об исполнении бюджета района к установленному законодательством количеству отчетов в составе консолидированной отчетности об исполнении бюджета района
Подпрограмма 3 "Организация и осуществление контроля в бюджетной сфере"
5
Соотношение количества проверенных отчетов о реализации муниципальных программ и предусмотренных отчетов о реализации муниципальных программ
Данные величины являются количественными и показывают степень охвата проверками полноты и достоверности отчетов о реализации муниципальных программ.
Показатель является относительной величиной, выраженной в процентах
6
Соотношение количества установленных финансовых нарушений и общего количества предложений (предписаний и т.д.), принятых по фактам нарушений
Данные величины являются количественными, с помощью которых характеризуется качество выполнения финансовым управлением контрольных функций.
Факт финансового нарушения является установленным только в случае его документального подтверждения и отражения в материалах проверки (акте, справке).
В знаменателе показывается число финансовых нарушений с принятыми по ним предложениями (предписаниями).
Показатель является относительной величиной, выраженной в процентах
Подпрограмма 4 "Управление муниципальным долгом"
7
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета района
Показатель рассчитывается как отношение расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета района, представленных в решении Собрания представителей об исполнении бюджета района, а также в решении Собрания представителей на очередной год и плановый период
8
Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета района
Показатель рассчитывается как отношение муниципального долга района на конец года к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета района, представленных в решении Собрания представителей об исполнении бюджета района, а также в решении Собрания представителей на очередной год и плановый период
Подпрограмма 5 "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений"
9
Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов поселений в консолидированном бюджете района (%)
Показатель рассчитывается как отношение просроченной кредиторской задолженности поселений к общему объему расходов консолидированного бюджета района, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета за отчетный год
10
Доля расходов бюджетов поселений, формируемых в рамках программ
Показатель рассчитывается как отношение расходов поселений, формируемых в рамках программ, к общему объему расходов поселений, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета за отчетный год
11
Количество поселений, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами
Данный показатель (шт.) представлен в справке по оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Богородицкий район от 29.12.2013 № 1549 "Об утверждении Порядка и Методики оценки качества деятельности органов местного самоуправления поселений Богородицкого района по управлению муниципальными финансами"
12
Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений, %
Показатель рассчитывается как отношение объема налоговых и неналоговых доходов поселений отчетного года к предыдущему году, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета за отчетный год

6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы

Статус
Наименование программы, подпрограммы
Код бюджетной классификации
2014
2015
2016
ГРБС
РзПр
ЦСР
ВР



Муниципальная программа
Управление муниципальными финансами
850
X
X
X
55032,9
55420,5
46265,4

Федеральный бюджет








Бюджет области
850
X
X
X
8613,4
9001,0
9406,0

Бюджет района
850
X
X
X
45982,9
45982,9
36422,8

Бюджеты поселений
850
X
X
X
436,6
436,6
436,6
Подпрограмма 1
Долгосрочное финансовое планирование
850
X
X
X




Федеральный бюджет
850
X
X
X




Бюджет области
850
X
X
X




Бюджет района
850
X
X
X




Бюджеты поселений
850
X
X
X



Подпрограмма 2
Методическое обеспечение и организация бюджетного процесса
850
0106
0722919
200
300,0
300,0
0

Федеральный бюджет
850
X
X
X




Бюджет области
850
X
X
X




Бюджет района
850
0106
0722919
200
300,0
300,0
0

Бюджеты поселений
850
X
X
X



Подпрограмма 3
Организация и осуществление контроля в бюджетной сфере
850
X
X
X




Федеральный бюджет
850
X
X
X




Бюджет области
850
X
X
X




Бюджет района
850
X
X
X




Бюджеты поселений
850
X
X
X



Подпрограмма 4
Управление муниципальным долгом
850
1301
0742915
X
7199,4
7199,4
7199,4

Федеральный бюджет
850
X
X
X




Бюджет области
850
X
X
X




Бюджет района
850
1301
0742915
X
7199,4
7199,4
7199,4

Бюджеты поселений
850
X
X
X



Подпрограмма 5
Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений
850
1400
X
X
39185,5
39573,1
32946,0

Федеральный бюджет
850
X
X
X




Бюджет области
850
1401
0758239
500
8613,4
9001,0
9406,0

Бюджет района
850
1401
0758001
500
30572,1
30572,1
23540

Бюджеты поселений
850
X
X
X



Подпрограмма 6
Обеспечение реализации муниципальной программы
850
0106
X
X
8348,0
8348,0
6120,0

Федеральный бюджет








Бюджет области








Бюджет района
850
0106
X
X
7911,4
7911,4
5683,4

Бюджеты поселений
850
0106
0768003
500
436,6
436,6
436,6

7. Анализ рисков реализации муниципальной программы

Основным финансовым риском реализации муниципальной программы является существенное ухудшение параметров социально-экономического развития района, что повлечет за собой увеличение дефицита бюджета, увеличение объема муниципального долга, стоимости его обслуживания.
Кроме того, имеются риски использования при формировании документов стратегического планирования прогноза расходов, не соответствующих прогнозу доходов.
Для минимизации финансовых рисков реализации муниципальной программы необходимо утверждение долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно закрепленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельного объема расходов на реализацию муниципальных программ ("потолок расходов").
При этом достоверность долгосрочного прогноза бюджетных параметров определяется надежностью долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Богородицкий район, конкретными подходами к сбалансированности бюджета района.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходования бюджетных средств, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только финансового управления, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета района, а также органов местного самоуправления района и поселений.

Начальник финансового управления
А.Е.ГУДКОВА


------------------------------------------------------------------