Решение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2013 по делу N А68-10458/12 <О признании недействующим решения Тульской городской Думы от 16.07.2008 N 49/1127 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов в городе Туле">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу № А68-10458/12

Резолютивная часть решения оглашена 5 марта 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 7 марта 2013 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего Н.А. Рыжиковой
судей Е.В. Андреевой, С.В. Косоуховой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокурора Тульской области
к Тульской городской Думе (ИНН 7107038105, ОГРН 1027100978960)
о признании недействующим решения от 16.07.2008 № 49/1127 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов в городе Тула"
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация г. Тулы
при участии в заседании:
от заявителя - прокурора Сударчиковой Л.В., удостоверение;
от ответчика - представителя Якубовской М.Е., по доверенности от 12.12.2012 г.
от 3-го лица - представителя Паршутиной Н.В. по доверенности от 31.01.2013 г.
протокол вела секретарь судебного заседания Полынкина Ю.А.

Прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Тульской городской Думы от 16.07.2008 № 49/1127 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов в городе Тула".
В качестве оснований заявленных требований заявитель указал, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением компетенции органа местного самоуправления, противоречит требованиям Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц; просил удовлетворить требования в полном объеме.
Тульская городская Дума возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемое решение законным и обоснованным; указывая, что решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления; просила отказать в удовлетворении требований.
Третье лицо в отзыве на заявление поддержало позицию ответчика, просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Как видно из материалов дела, решением Тульской городской Думы от 16.07.2008 № 49/1127 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов в городе Тула" утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов для жилого фонда, предприятий торговли, медицинских учреждений, учреждений (проектные и научно-исследовательские институты, административные учреждения, отделения связи, переговорные пункты, банки, офисы, ЗАГСы), дошкольных и образовательных учреждений, предприятий бытового обслуживания населения, культурно-спортивных и развлекательных учреждений, гаражей, автостоянок, АЗС, производственных цехов, садовых кооперативов, детских лагерей, в муниципальном образовании город Тула.
Данное решение было опубликовано в газете "Тула" от 24.07.2008 г.
Считая указанное решение противоречащим нормам действующего законодательства, прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое решение Тульской городской Думы является нормативным правовым актом, так как устанавливает нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов применительно ко всем гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям муниципального образования. Таким образом, данный акт рассчитан на неоднократное применение и должен действовать независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то есть обладает всеми указанными признаками нормативного правового акта.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу статьи 78 названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из статьи 1 Устава муниципального образования город Тула, муниципальное образование город Тула наделено статусом городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Закона об отходах норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Из Приложения к оспариваемому решению видно, что Тульской городской Думой установлены объемы образующихся твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в виде среднегодового и среднесуточного количества отходов потребления на единицу измерения (один квадратный метр для предприятий торговли, один сотрудник для учреждений, одно койко-место для больницы и другие показатели). Следовательно, указанные нормы подпадают под понятие нормативов образования отходов, данное в Законе об отходах.
Пунктами 3, 4 статьи 18 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требованиям и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно пункту 3 статьи 7 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами определены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым к ним отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статей 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения и организации сбора утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, в том числе, от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления поселения не обладают.
Следовательно, оспариваемое решение Тульской городской Думы, установившее нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов для жилищного фонда и имущества социального, бытового и торгового назначения муниципального образования город Тула, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу; затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, так как устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов произведенной продукции.
Указанные особенности в объемах образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями и организациями проектах нормативах образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, заявление Прокурора Тульской области подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, суд находит несостоятельными, противоречащими вышеуказанным нормам действующего законодательства и основанными на неверном толковании вышеизложенных норм.
Руководствуясь ст. ст. 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление прокурора Тульской области удовлетворить.

Признать решение Тульской городской Думы от 16.08.2008 № 49/1127 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов в городе Туле" (в редакции решения от 22.02.2011 № 18/374) не соответствующим статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Н.А.РЫЖИКОВА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
С.В.КОСОУХОВА


------------------------------------------------------------------