Распоряжение правительства Тульской области от 15.03.2013 N 284-р "О внесении изменений в распоряжение правительства Тульской области от 28.10.2011 N 148-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие общего образования в Тульской области на 2013 - 2016 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. № 284-р

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.10.2011 № 148-Р
"О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2016 ГОДЫ"

В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области:
1. Внести в распоряжение правительства Тульской области от 28.10.2011 № 148-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие общего образования в Тульской области на 2013 - 2016 годы" следующие изменения:
а) в названии и по тексту распоряжения текст "Развитие общего образования в Тульской области на 2013 - 2016 годы" заменить текстом "Развитие общего и дополнительного образования в Тульской области на 2013 - 2016 годы";
б) пункты 2, 4 распоряжения исключить;
в) в пункте 3 распоряжения текст "министерство образования и культуры Тульской области" заменить текстом "министерство образования Тульской области";
г) приложение к распоряжению изложить в новой редакции (приложение).
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Заместитель председателя правительства
Тульской области - министр экономического
развития и промышленности Тульской области
Д.В.ТИХОНОВ





Приложение
к распоряжению правительства
Тульской области
от 15.03.2013 № 284-р

Приложение
к распоряжению правительства
Тульской области
от 28.10.2011 № 148-р

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2016 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом

Россия - федеративное государство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала.
Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.
В Тульской области значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни повышается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Качество жизни и образовательный потенциал населения Тульской области во многом определяются уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития.
В сфере общего и дополнительного образования Тульской области функционируют более 650 дневных образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, с общей численностью более 170 тысяч обучающихся.
Благодаря реализации программных и проектных мероприятий в образовании Тульской области начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики:
осуществляется обновление структуры сети образовательных учреждений; возобновлено строительство и реконструкция учреждений образования, осуществляемые за счет бюджетных средств;
обеспечивается развитие инфраструктуры путем оснащения образовательного процесса современным учебным оборудованием, совершенствования медицинского обеспечения обучающихся, модернизации условий для питания обучающихся, укрепления материальной базы для занятий физической культурой и спортом;
формируется образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создана и совершенствуется региональная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
осуществлено обновление механизмов финансирования образовательных учреждений за счет введения нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования;
реализуется комплекс мер социальной поддержки педагогов.
При этом очевидны несовершенство материально-технической базы образовательных учреждений, их инфраструктуры, неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не в полном объеме выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
На начало 2011 года для организации подвоза 5180 учащихся, проживающих в сельской местности, к образовательным учреждениям и обратно задействовано 105 школьных автобусов, что составляет 54 процента от общей потребности. Для обеспечения подвоза всех нуждающихся в нем учащихся необходимо приобретение 90 школьных автобусов.
Одной из актуальных проблем в системе образования является создание условий по безопасному пребыванию детей в образовательных учреждениях и сохранению их здоровья, в первую очередь, в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
По состоянию на 1 января 2011 года около 70 процентов зданий образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего и дополнительного образования, имеют срок эксплуатации более 30 лет и нуждаются в проведении текущих и капитальных ремонтов.
За период с 2009 года по 2011 год доля государственных образовательных учреждений, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией, увеличилась с 68,5 процента до 100 процентов образовательных учреждений.
Несмотря на проводимую работу по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования остаются нерешенными следующие основные вопросы: ремонт и замена ветхих участков электросетей, огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачных помещений, отсутствие нормативного количества эвакуационных выходов.
Количество учителей на протяжении последних лет имеет тенденцию к сокращению, если в 2006 году их численность составляла 10990 человек, то в 2009 году - 10058 человек. Происходит "старение" педагогических кадров, для сохранения в образовательных учреждениях лучших педагогов, а также для пополнения школ новым поколением учителей необходимо на региональном уровне развивать систему моральных и материальных стимулов работников образования.
В этих целях целесообразно продолжить работу, направленную на конкурсное выявление и поддержку лидеров-учителей, успешно реализующих новые педагогические подходы и технологии на практике.
Для привлечения молодых учителей в систему образования, повышения привлекательности профессии необходимо совершенствование и развитие мер социальной поддержки молодых учителей.
В связи с этим система образования Тульской области нуждается в дальнейшем развитии.
Настоящая концепция основывается на принципах образовательной политики, определенных в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", на положениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и направлениях деятельности, представленных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61.
Концепция определяет приоритеты развития общего и дополнительного образования региона в целом, а также муниципальных районов и городских округов Тульской области. Эти приоритеты с учетом региональных особенностей закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2011 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Стратегия развития образования в Тульской области определяет следующие условия и механизмы их достижения, которые:
обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;
создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;
в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;
будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Тульской области.
Круг проблем, связанных с развитием общего и дополнительного образования в Тульской области в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер:
развитие единой образовательной среды Тульской области;
обеспечение доступности и качества образования;
внедрение в систему образования Тульской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.
Успешное комплексное решение масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
Можно выделить основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между исполнителями.
Поддержание и развитие системы общего и дополнительного образования должно осуществляться с помощью комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам исполнения мероприятий.
Мероприятиями долгосрочной целевой программы "Развитие общего и дополнительного образования в Тульской области на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) будет охвачена вся территория Тульской области.
Ориентировочный размер целевой группы, охваченной мероприятиями Программы, - 174,6 тысячи человек, обучающихся в системе общего и дополнительного образования.

2. Цели и задачи, основные мероприятия и сроки
реализации долгосрочной целевой программы

Целью Программы является развитие системы общего и дополнительного образования в Тульской области в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации всех категорий обучающихся образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в целях развития инфраструктуры образовательных учреждений и повышения качества условий обучения;
развитие региональной системы моральной и материальной поддержки лучших педагогических работников образовательных учреждений;
региональная поддержка талантливых учащихся, формирование общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка;
обеспечение организационно-методического, информационного, просветительского и кадрового сопровождения процесса поддержки российской культуры и русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации;
развитие системы государственной поддержки молодых учителей региона с использованием льготного ипотечного жилищного кредитования.
Для реализации целей и задач Программы предусмотрены следующие мероприятия:
приобретение оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, в том числе для реализации инновационных технологий и расширения использования информационно-телекоммуникационных средств обучения;
приобретение автотранспортных средств для перевозки обучающихся;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования;
поощрение лучших педагогических работников образовательных учреждений;
поддержка талантливых учащихся образовательных учреждений;
проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических работников, направленных на поддержку российской культуры и русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации;
субсидирование части затрат молодым учителям общеобразовательных учреждений на погашение первоначального взноса по ипотечному кредиту для приобретения жилья в Тульской области.
Реализация Программы производится в один этап - с 2013 по 2016 годы.

3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой

Государственный заказчик Программы - министерство образования Тульской области.
Исполнители мероприятий Программы:
министерство образования Тульской области;
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию);
государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (по согласованию);
государственные образовательные учреждения Тульской области, подведомственные министерству образования Тульской области (по согласованию).
Реализация мероприятий Программы потребует вложения финансовых средств из бюджета Тульской области и муниципальных бюджетов.
Предварительная потребность затрат на реализацию мероприятий Программы представлена в таблице.

млн. руб.

Наименование Единица Потребность
ресурсов измерения
Всего В том числе по годам

2013 2014 2015 2016

Финансовые ресурсы млн. руб. 378,3815 87,6115 104,7705 104,2005 81,7990

В том числе:

федеральный бюджет - - - - -

бюджет области: млн. руб. 306,2855 71,4825 82,4015 82,4015 70,000
капитальные 7,4395 7,4395 - - -
вложения
прочие 298,846 64,043 82,4015 82,4015 70,000

местные бюджеты млн. руб. 72,096 16,129 22,369 21,799 11,799


Механизм управления реализацией Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы.
Государственный заказчик:
подготавливает при необходимости проект постановления правительства Тульской области о внесении изменений в Программу или о ее досрочном прекращении;
организует реализацию Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы;
запрашивает у исполнителей информацию, необходимую для оценки результативности и эффективности Программы;
предоставляет в установленном порядке отчеты о реализации Программы в министерство экономического развития и промышленности Тульской области;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет состав программных мероприятий, плановые значения показателей, механизм реализации Программы;
заключает с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области - исполнителями мероприятий Программы соглашения о предоставлении субсидий на исполнение мероприятий Программы, реализуемых за счет средств бюджета Тульской области.
Исполнители - министерство образования Тульской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию), государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (по согласованию), государственные образовательные учреждения Тульской области, подведомственные министерству образования Тульской области (по согласованию):
формируют планы реализации мероприятий Программы, в отношении которых они являются исполнителями;
организуют работу по размещению государственного (муниципального) заказа по программным мероприятиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд за счет средств, предусмотренных бюджетной росписью на соответствующее мероприятие Программы;
разрабатывают в пределах своих полномочий локальные акты, необходимые для реализации Программы;
анализируют эффективность использования средств бюджета Тульской области в рамках Программы;
организуют самостоятельно или участвуют в организации экспертных проверок хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляют контроль за исполнением мероприятий Программы;
представляют в установленном порядке отчеты о реализации Программы государственному заказчику;
вносят предложения и участвуют в уточнении состава мероприятий и расходов на реализацию Программы, а также в совершенствовании механизма реализации Программы.
Государственный заказчик и исполнители Программы несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований, предусмотренных им в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы осуществляет министерство финансов Тульской области.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы

Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить долю обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными условиями, с 57 до 95 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 23 процента, в 2014 - на 5 процентов, в 2015 - на 5 процентов, в 2016 - на 5 процентов;
увеличить долю детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, с 54 до 68 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 5 процентов, в 2014 - на 3 процента, в 2015 - на 3 процента, в 2016 - на 3 процента;
увеличить долю образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, материально-техническая база которых обновлена, с 39 процентов до 71 процента, в том числе по годам: в 2013 - на 8 процентов, в 2014 - на 8 процентов, в 2015 - на 8 процентов, в 2016 - на 8 процентов;
увеличить долю государственных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, материально-техническая база которых обновлена, до 100 процентов;
ввести в эксплуатацию в 2013 году очистные сооружения хозбытовых стоков для ГОУ ТО "Новогуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
увеличить долю образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, оснащенных автотранспортными средствами для перевозки обучающихся, с 54 процентов до 88 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 6 процентов, в 2014 - на 10 процентов, в 2015 - на 9 процентов, в 2016 - на 9 процентов;
поощрить не менее 80 лучших педагогических работников образовательных учреждений, в том числе по годам: в 2013 - 20 человек, в 2014 - 20 человек, в 2015 - 20 человек, в 2016 - 20 человек;
поощрить не менее 200 победителей и призеров конкурсных мероприятий из числа талантливых учащихся образовательных учреждений, в том числе по годам: в 2013 - 50 человек, в 2014 - 50 человек, в 2015 - 50 человек, в 2016 - 50 человек;
увеличить количество педагогических работников, прошедших обучение в рамках проблемных курсов по вопросам поддержки российской культуры и русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации на 1200 человек, в том числе по годам: в 2013 - 300 человек, в 2014 - 300 человек, в 2015 - 300 человек, в 2016 - 300 человек;
увеличить количество молодых учителей общеобразовательных учреждений, взявших ипотечный кредит с получением средств государственной поддержки, на 15 человек.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению эффективности работы и оптимизации использования государственных ресурсов в сфере общего и дополнительного образования и обеспечит устойчивое развитие системы образования в регионе.


------------------------------------------------------------------