Решение Арбитражного суда Тульской области от 12.04.2013 по делу N А68-10545/2012 <О признании частично недействующими решений Собрания депутатов муниципального образования г. Донской от 29.10.2009 N 61-17 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Донской", от 17.06.2010 N 4-9 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу № А68-10545/2012

Дата объявления резолютивной части решения: 11 апреля 2013 года
Дата изготовления решения в полном объеме: 12 апреля 2013 года
Арбитражный суд Тульской области
в составе:
судьи Кривуля Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Холхаловой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Донской" (ОГРН 1027101376532, ИНН 7114005206)
к Собранию депутатов муниципального образования город Донской (ОГРН 1067149007595, ИНН 7114020525)
о признании частично недействующими решений № 61-17 от 29.10.2009 г. и № 4-9 от 17.06.2010 г.,
при участии в заседании:
от заявителя: Корнеевой Н.В., представителя по доверенности,
от ответчика: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
от Прокуратуры Тульской области: Лазукиной О.Г., удостоверение,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Донской" (далее - СПК "Донской") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими решения Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 61-17 от 29.10.2009 г. "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Донской" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 к функциональной зоне жилой застройки и решения Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 4-9 от 17.06.2010 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской" в части отнесения земельного участка к кадастровому номеру 71:26:000000:33 к территориальным зонам жилой застройки и перспективной зоне жилой застройки.
Собрание депутатов муниципального образования город Донской (далее - Собрание депутатов МО г. Донской) требования заявителя признало.
Прокурор Тульской области считает требования заявителя обоснованными.
В судебном заседании 9 апреля 2013 г. был объявлен перерыв до 11 апреля 2013 г.
После перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и прокурора, суд установил, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33 площадью 935270 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, г. Донской, микрорайон Центральный, ул. Совхоз "Донской".
В целях переоформления права бессрочного (постоянного) пользования землей, предусмотренного нормами статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. СПК "Донской" обратился в администрацию муниципального образования город Донской с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 в аренду сроком на 49 лет.
Письмом от 13.08.2012 г. № НД 1.19/2477 в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком заявителю было отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33 в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Донской, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 61-17 от 29.10.2009 г., и Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Донской, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 4-9 от 17.06.2010 г. расположен в жилой зоне жилой застройки и развития жилой застройки.
Заявитель считает решение Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 61-17 от 29.10.2009 г. "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Донской" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 к функциональной зоне жилой застройки и решение Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 4-9 от 17.06.2010 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 к территориальным зонам жилой застройки и перспективной зоне жилой застройки не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности по следующим основаниям.
СПК "Донской" был создан в порядке реорганизации товарищества с ограниченной ответственностью "Земляне" 06.06.1997 г. и является его правопреемником. В свою очередь, товарищество с ограниченной ответственностью "Земляне", зарегистрированное 30.12.1993 г., создано на основе имущества земель госпредприятия, совхоз "Донской", и является его правопреемником.
Земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33 образован путем уточнения границ ранее учтенного единого землепользования, имеющего кадастрового номера 71:26:010106:34, предоставленного СПК "Донской" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного Акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТУО-20 № 000334. Земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33 в настоящее время имеет категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что соответствует фактическому использованию данного земельного участка с момента его предоставления в пользование заявителю и его правопредшественникам.
Таким образом, в городе Донской в границах территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33, фактически сложилась зона сельскохозяйственного использования, что не противоречит статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым "в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования".
Однако согласно Генеральному плану муниципального образования город Донской (схеме планируемых границ функциональных зон) земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33 отнесен к зоне многоэтажной жилой застройки.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе местоположение существующих и строящихся объектов местного значения городского округа, иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения городского округа.
В генеральном плане муниципального образования город Донской (основной чертеж) имеется экспликация промышленных объектов и объектов общественного назначения муниципального образования город Донской, однако СПК "Донской" в списке этих объектов не значится, являясь при этом старейшим сельскохозяйственным предприятием города.
В схеме планируемых границ функциональных зон в нарушение статьи 23 Градостроительного кодекса РФ вообще отсутствует зона сельскохозяйственного производства, хотя она существует в настоящее время исходя из фактического использования земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 и статуса муниципального образования город Донской как городского округа, не являющегося одновременно районным административным центром.
Земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33 всегда использовался заявителем надлежащим образом и в соответствии с видом его разрешенного использования: "для сельскохозяйственного назначения".
Более того, в случае реализации данного документа территориального планирования заявитель будет вынужден фактически прекратить свое существование, т.к. осуществление сельскохозяйственной деятельности невозможно без наличия земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Донской (схеме градостроительного зонирования) вышеуказанный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам - зоне ЖЗ (зоне жилой застройки) и зоне РЖЗ (перспективной зоне жилой застройки), что противоречит требованиям пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым "границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне". На дату утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской (17.06.2010 г.) границы земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 были сформированы, участок поставлен на кадастровый учет 30.12.2009 г.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Донской также не предусмотрено наличие зоны сельскохозяйственного производства.
В статье 51 указанных Правил и на схеме градостроительного зонирования муниципального образования город Донской выделена только зона СХ-1 - зона коллективных садов и садово-огородных участков.
Согласно статье 58 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской "жилые зоны предназначены для постоянного проживания населения в качестве главной функции и с этой целью подлежат застройке многоквартирными жилыми домами многоэтажными, малой и средней этажности, жилыми домами с приквартирными участками и без таковых, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками". Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 "для сельскохозяйственного производства" является взаимоисключающим для территориальных зон жилой застройки и перспективной зоны жилой застройки, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (пункт 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты также должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Таким образом, при утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской не учтены сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 - для сельскохозяйственного производства, что противоречит статьям 34 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявитель просит требования удовлетворить.
Собрание депутатов муниципального образования город Донской требования заявителя признало по следующим основаниям.
В обосновании своих требований заявитель ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33, принадлежащий ему на праве бессрочного пользования, согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки располагается в двух территориальных зонах жилой застройки и перспективной зоне жилой застройки в нарушение пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Согласно утвержденному Генеральному плану (схеме планируемых границ функциональных зон) данный участок отнесен к зоне многоэтажной жилой застройки.
Данный земельный участок в настоящее время имеет категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного назначения" и на момент принятия Правил землепользования и застройки (17.06.2010 г.) был поставлен на кадастровый учет 30.12.2009 г., что в свою очередь противоречит пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки и существующего землепользования.
Разработка проекта и принятие Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской без учета фактического использования земельного участка были обусловлены отсутствием информации о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Приняв во внимание вышеизложенное, Собрание депутатов муниципального образования город Донской признает требования заявителя.
Прокурор Тульской области считает требования заявителя обоснованными, поскольку оспариваемые нормативные акты нарушают статьи 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 и части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 194 и частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
При этом частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При этом пунктом 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон также могут устанавливаться по границам земельных участков.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 29 октября 2009 г. № 61-17 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Донской" был утвержден Генеральный план муниципального образования, в составе которого были утверждены:
а) графические материалы:
положение муниципального образования город Донской в системе расселения;
план современного использования территории (опорный план);
карта (схема) зон с особыми условиями использования территорий. Охрана окружающей среды. Современное состояние;
карта (схема) планируемых границ функциональных зон (основной чертеж);
карта (схема) зон с особыми условиями использования территорий. Охрана окружающей среды. Планируемый срок;
карта (схема) планируемого развития транспортной инфраструктуры;
карта (схема) планируемого развития энергоснабжения и средств связи;
карта (схема) планируемого развития водоснабжения, канализации, санитарной очистки;
карта (схема) планируемого развития инженерной подготовки и защиты территории от опасных природно-техногенных процессов;
карта (схема) распределения городских земель по формам собственности;
а) альбом иллюстраций;
б) текстовые материалы;
материалы по обоснованию проекта;
положения о территориальном планировании.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 17 июня 2010 года № 4-9 "Об утверждении Плана землепользования и застройки муниципального образования город Донской" были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Донской, в составе которого были утверждены:
а) графические материалы:
- карта (схема) градостроительного зонирования;
- карта (схема) зон с особыми условиями использования территорий. Зоны, формируемые природными и техногенными ограничениями;
- карта (схема) зон с особыми условиями использования территорий. Зоны, формируемые экологическими, санитарно-гигиеническими ограничениями и ограничениями объектов культурного наследия;
б) текстовые материалы.
При этом согласно Генеральному плану муниципального образования город Донской (схеме планируемых границ функциональных зон) земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33, принадлежащий заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесен к зоне многоэтажной жилой застройки. Данный земельный участок в настоящее время имеет категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что соответствует фактическому использованию данного земельного участка с момента его предоставления в пользование заявителю и его правопредшественникам.
При этом, поскольку, как указывалось выше, согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт должны отображать, в том числе, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения городского округа, иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения городского округа, а в схеме планируемых границ функциональных зон вообще отсутствует зона сельскохозяйственного производства, хотя она существует в настоящее время исходя из фактического использования земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 и статуса муниципального образования город Донской как городского округа, не являющегося одновременно районным административным центром, то, следовательно, Генеральным планом муниципального образования город Донской в этой части противоречит требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Донской также не предусмотрено наличие зоны сельскохозяйственного производства.
Согласно вышеуказанным Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Донской (схеме градостроительного зонирования) земельный участок с кадастровым номером 71:26:000000:33, принадлежащий заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования землей, был отнесен к двум территориальным зонам - зоне ЖЗ (зоне жилой застройки) и зоне РЖЗ (перспективной зоне жилой застройки).
При этом, как указывалось выше, согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
На дату утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской (17.06.2010 г.) границы земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 были сформированы, участок поставлен на кадастровый учет 30.12.2009 г.
Следовательно, Правила землепользования и застройки муниципального образования город Донской противоречат требованиям вышеуказанных норм законодательства.
Таким образом, при утверждении оспариваемых нормативных актов Собранием депутатов муниципального образования город Донской не были учтены существующее фактическое использование принадлежащего заявителю земельного участка, отсутствие правовой возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Таким образом, решение Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 61-17 от 29.10.2009 г. "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Донской" и решение Собрания депутатов муниципального образования город Донской № 4-9 от 17.06.2010 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской" в оспариваемой части не соответствуют требованиям вышеуказанных норм земельного и градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и, статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействующими
решение Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 29.10.2009 № 61-17 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Донской" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 к функциональной зоне жилой застройки,
решение Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 17.06.2010 № 4-9 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Донской" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 71:26:000000:33 к территориальным зонам жилой застройки и развития жилой застройки,
как не соответствующие ст. ст. 23, 30, 34 Градостроительного кодекса РФ.
Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования город Донской в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Донской" судебные расходы в сумме 4000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Тульской области.

Председательствующий
Л.Г.КРИВУЛЯ

Судьи
О.А.КОНОВАЛОВА
Н.И.ЧУБАРОВА


------------------------------------------------------------------