Приказ министерства образования Тульской области от 06.06.2013 N 561 "Об организационных мероприятиях, направленных на продолжение работы по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Тульской области с 1 сентября 2013/2014 учебного года"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 6 июня 2013 г. № 561

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
С 1 СЕНТЯБРЯ 2013/2014 УЧЕБНОГО ГОДА

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный № 19644), с учетом кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов образовательных учреждений Тульской области, в целях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в образовательных учреждениях Тульской области приказываю:
1. Определить в качестве структуры, ответственной за учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение введения ФГОС ООО в Тульской области, государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области" (далее - ГОУ ДПО ТО "ИПК И ППРО ТО").
2. Утвердить Сетевой график (дорожную карту) по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в общеобразовательных учреждениях (далее - ОУ) Тульской области (приложение 1).
3. Ответственным исполнителям, определенным Сетевым графиком, обеспечить исполнение мероприятий по введению ФГОС ООО в установленные сроки.
4. Утвердить (на основании предложений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с учетом наличия кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов, определенных критериями готовности к введению ФГОС) в качестве пилотных по введению ФГОС ООО с 01.09.2013 следующие образовательные учреждения Тульской области:
- ГОУ ТО "Тульская общеобразовательная школа-интернат";
- МБОУ "СОШ № 1" г. Белева;
- МОУ "СОШ № 8" г. Богородицка;
- МБОУ "Воскресенская СОШ" Дубенского района;
- МБОУ "Гимназия" г. Ефремова;
- МБОУ "СОШ № 9" г. Ефремова;
- МКОУ "Заокская СОШ имени Героя России Сергея Бурнаева";
- МКОУ "Пахомовская СОШ" Заокского района;
- МБОУ "Киреевский лицей";
- МБОУ "Приупская СОШ" Киреевского района;
- МБОУ "Бородинская СОШ № 2" Киреевского района;
- МОУ "Куркинская СОШ № 1";
- МКОУ "Куркинская СОШ № 2";
- МОУ "Самарская СОШ" Куркинского района;
- МКОУ "Михайловская СОШ" Куркинского района;
- МБОУ "Гимназия № 13" г. Новомосковска;
- МБОУ СОШ № 17 г. Новомосковска;
- МБОУ СОШ № 20 г. Новомосковска;
- МБОУ "Плавская СОШ № 1";
- МБОУ "Горбачевская СОШ" Плавского района;
- МКОУ СОШ № 1 п. Теплое;
- МКОУ "Алексеевская СОШ" Тепло-Огаревского района;
- МБОУ - СОШ № 1 г. Тулы;
- МБОУ - СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4 г. Тулы;
- МБОУ - СОШ № 56 г. Тулы;
- МБОУ - СОШ № 66 г. Тулы;
- МБОУ СОШ № 71 г. Тулы;
- МБОУ - гимназия № 2 г. Тулы;
- МБОУ - гимназия № 3 г. Тулы;
- МБОУ - гимназия № 20 г. Тулы;
- МБОУ - лицей № 4 г. Тулы;
- МБОУ СОШ № 17 г. Узловая;
- МБОУ "Чернская СОШ № 1";
- МБОУ "Большескуратовская СОШ" Чернского района;
- МОУ "Лицей № 1" г. Щекино;
- МОУ "Лицей" г. Щекино;
- МОУ СОШ № 1 г. Щекино;
- МОУ "Пришненская СОШ № 27" Щекинского района;
- МБОУ "Ревякинская гимназия" Ясногорского района;
- МОУ "Санталовская СОШ" Ясногорского района.
5. Продолжить реализацию внедрения ФГОС ООО в 6-х классах следующих общеобразовательных учреждений:
- ГОУ ТО "Тульская общеобразовательная школа-интернат";
- МБОУ - гимназия № 2 г. Тулы;
- МБОУ - лицей № 4 г. Тулы;
- МБОУ СОШ № 56 г. Тулы;
- МБОУ СОШ № 71 г. Тулы;
- МБОУ "Бородинская СОШ № 2" Киреевского района.
6. Расходы, связанные с введением ФГОС ООО в пилотных учреждениях, произвести в пределах утвержденного объема субвенций на реализацию ФЗ "Об образовании" на 2013 год.
7. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Тульской области:
7.1. Обеспечить разработку, утверждение в установленном порядке и реализацию (в соответствии с утвержденными сроками) муниципальных Сетевых графиков (дорожных карт) по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в подведомственных общеобразовательных учреждениях в срок до 01.08.2013.
7.2. Представить данные муниципальные Сетевые графики в департамент образования министерства образования Тульской области (каб. 310, Суворкина Н.А.) в срок до 15.08.2013.
8. Рекомендовать руководителям ОУ, утвержденных в качестве пилотных по введению ФГОС ООО с 01.09.2013:
8.1. Внести изменения в Уставы и локальные акты образовательных учреждений, регламентирующие внедрение ФГОС ООО, в срок до 01.09.2013.
8.2. Организовать работу по описанию кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов и обоснованию необходимых изменений в имеющихся условиях в связи с внедрением ФГОС ООО в срок до 01.08.2013.
8.3. Разработать в срок до 01.08.2013 и обеспечить реализацию Сетевого графика (дорожной карты) ОУ по введению ФГОС ООО в соответствии с Моделью сетевого графика (дорожной карты) ОУ по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования (приложение 2).
8.4. Обеспечить в срок до 01.08.2013 разработку основной образовательной программы основного общего образования с привлечением органов самоуправления: совета образовательного учреждения, попечительского совета, управляющего совета и др., обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
8.5. Предусмотреть наличие в основной образовательной программе основного общего образования образовательного учреждения трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
8.6. При разработке учебных планов руководствоваться Примерным учебным планом основного общего образования (приложение 3).
8.7. Обеспечить в срок до 01.09.2013:
8.7.1. Ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;
- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в учреждении.
8.7.2. Заключение договоров о предоставлении общего образования муниципальными (государственными) общеобразовательными учреждениями, определяющих взаимные права и обязанности по обеспечению реализации обучающимся права на получение бесплатного качественного общего образования (приложение 4).
8.8. Внести в срок до 01.07.2013 изменения в должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения на основании квалификационных характеристик, представленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
8.9. Обеспечить проведение внутришкольного мониторинга внедрения ФГОС ООО, в том числе и мониторинга образовательных достижений учащихся, с фиксацией результатов на бумажных и электронных носителях.
8.10. Представить в департамент образования министерства образования Тульской области (каб. 310, Суворкина Н.А.) в срок до 01.08.2013 информацию по форме (приложение 5).
8.11. Обеспечить участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы ОУ; в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения ФГОС ООО; в проведении мастер-классов, "круглых столов", стажировочных площадок, открытых уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС ООО.
9. Ректору ГОУ ТО "ИПК и ППРО ТО" Золотовой Т.В:
9.1. Обеспечить учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение введения ФГОС ООО в Тульской области, в том числе через проведение:
- семинаров, посвященных содержанию и ключевым особенностям ФГОС;
- тренингов для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС ООО;
- заседаний методических объединений учителей, воспитателей по проблемам введения ФГОС ООО;
- конференций участников образовательного процесса и социальных партнеров ОУ по проблемам апробации и введения ФГОС ООО;
- мастер-классов, "круглых столов", стажировочных площадок, открытых уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС ООО.
9.2. Организовать работу по повышению квалификации педагогических работников ОУ по вопросу введения ФГОС ООО, в том числе с участием специалистов ФАОУ "АПК И ППРО".
9.3. Обеспечить проведение мониторинга по введению ФГОС ООО в 2013/2014 учебном году.
9.4. Представить в срок до 01.08.2013 в департамент образования министерства образования Тульской области (каб. 310, Суворкина Н.А.) план мероприятий по учебно-методическому, консультационному, информационному сопровождению введения ФГОС ООО в Тульской области, план проведения курсов повышения квалификации педагогических работников ОУ по вопросу введения ФГОС ООО и мониторинга по введению ФГОС ООО.

9.5. Ежеквартально (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать департамент образования министерства образования Тульской области об исполнении мероприятий планов, определенных п. 7.4 настоящего приказа.
10. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Министр образования
Тульской области
Д.В.БЫЧКОВ





Приложение 1
к приказу
министерства образования
Тульской области
от 06.06.2013 № 561

СЕТЕВОЙ ГРАФИК
(ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФГОС ООО) В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ОУ)
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


№ Мероприятия Сроки Ответственные
п/п реализации исполнители

I. Нормативное обеспечение введения ФГОС

1 Подготовка распорядительных Июнь 2013 г. Департамент образования
документов регионального и министерства
муниципального уровней, образования Тульской
регламентирующих внедрение области
ФГОС ООО Органы местного
самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

2 Внесение изменений и дополнений Август 2013 г. Руководители ОУ
в Уставы образовательных
учреждений

3 Разработка на основе примерной Август 2013 г. Руководители ОУ
основной образовательной
программы основного общего
образования основной
образовательной программы
образовательного учреждения

4 Утверждение основных Август 2013 г. Руководители ОУ
образовательных программ ОУ

5 Обеспечение соответствия Август 2013 г. Руководители ОУ
нормативной базы ОУ требованиям
ФГОС


6 Приведение должностных Июль 2013 г. Руководители ОУ
инструкций работников
образовательного учреждения в
соответствие с требованиями
ФГОС общего образования и
тарифно-квалификационными
характеристиками

7 Разработка и утверждение плана- Август 2013 г. Департамент образования
графика введения ФГОС основного министерства
общего образования, в том числе образования Тульской
определение пилотных ОУ области
Органы местного
самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

8 Определение списка учебников и С 1 марта Руководители ОУ
учебных пособий, используемых в текущего года
образовательном процессе в
соответствии с ФГОС основного
общего образования

9 Разработка локальных актов ОУ, Август 2013 г. Руководители ОУ
устанавливающих требования к
различным объектам
инфраструктуры образовательного
учреждения с учетом требований
к минимальной оснащенности
учебного процесса (в том числе
положений о культурно-досуговом
центре, информационно-
библиотечном центре,
физкультурно-оздоровительном
центре, учебном кабинете и др.)

10 Заключение договоров о Август 2013 г. Органы местного
предоставлении общего самоуправления,
образования муниципальными и осуществляющие
государственными управление в сфере
общеобразовательными образования
учреждениями Руководители ОУ

11 Разработка в ОУ: Август 2013 г. Руководители ОУ
- образовательных программ
(индивидуальных и др.);
- учебного плана;
- рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин,
модулей;
- годового календарного
учебного графика;
- положений о внеурочной
деятельности обучающихся;
- положения об организации
текущей и итоговой оценки
достижения обучающимися
планируемых результатов
освоения основной
образовательной
программы;
- положения об организации
домашней работы обучающихся;
- положения о формах получения
образования;
- положения о портфолио
учащихся;
- положения о внутришкольном
мониторинге внедрения ФГОС ООО

II. Финансовое обеспечение введения ФГОС

1 Определение объема расходов, Июль 2013 г. Департамент образования
необходимых для реализации ООП министерства
и достижения планируемых образования Тульской
результатов, а также механизма области
их формирования







2 Разработка локальных актов Июль 2013 г. Руководители ОУ
(внесение изменений в них),
регламентирующих установление
заработной платы работников
образовательного учреждения, в
том числе стимулирующих
надбавок и доплат, порядка и
размеров
премирования

3 Заключение дополнительных Июль 2013 г. Руководители ОУ
соглашений к трудовому договору
с педагогическими работниками

III. Организационное обеспечение введения ФГОС

1 Обеспечение координации Постоянно Департамент образования
деятельности субъектов министерства
образовательного процесса, образования Тульской
организационных структур области
регионального и муниципального
уровней по подготовке и
введению ФГОС ООО

2 Создание регионального Август 2013 г. Департамент образования
(муниципальных) координационных министерства
советов по подготовке и образования Тульской
введению ФГОС ООО области
Органы местного
самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

3 Разработка модели организации Июль 2013 г. Руководители ОУ
образовательного процесса в ОУ

4 Разработка и реализация моделей Июль 2013 г. Руководители ОУ
взаимодействия учреждения
общего образования и
дополнительного
образования детей,
обеспечивающих организацию
внеурочной деятельности

5 Разработка и реализация системы Июль 2013 г. Руководители ОУ
мониторинга образовательных
потребностей обучающихся и
родителей по использованию
часов вариативной части
учебного плана и внеурочной
деятельности

6 Привлечение органов Июль 2013 г. Руководители ОУ
государственно-общественного
управления образовательным
учреждением к проектированию
основной образовательной
программы основного общего
образования

7 Разработка рекомендаций для Постоянно ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
педагогических работников по ТО"
вопросам введения ФГОС ООО

8 Разработка и реализация системы Сентябрь ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
мониторинга введения ФГОС ООО в 2013 г., далее ТО"
ОУ Тульской области ежегодно в
соответствии
с графиком
проведения
мониторинга

IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС

1 Анализ кадрового обеспечения Сентябрь ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
введения и реализации ФГОС ООО 2013 г., далее ТО"
ежегодно

2 Создание (корректировка) плана- Сентябрь ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
графика повышения квалификации 2013 г., далее ТО"
педагогических и руководящих ежегодно Руководители ОУ
работников образовательных
учреждений Тульской области в
связи с введением ФГОС ООО

3 Обеспечение повышения Сентябрь ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
квалификации педагогических и 2013 г., далее ТО"
руководящих работников ежегодно Руководители ОУ
образовательных учреждений
Тульской области по вопросам
введения ФГОС ООО

4 Разработка (корректировка) Сентябрь Руководители ОУ
плана научно-методической 2013 г., далее
работы ОУ с ориентацией на ежегодно
проблемы введения ФГОС
основного общего образования

5 Определение и организация Сентябрь ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
работы региональных 2013 г., далее ТО"
стажировочных площадок по ежегодно Руководители ОУ
вопросам введения ФГОС ООО

V. Информационное обеспечение введения ФГОС

1 Размещение на образовательном Постоянно Департамент образования
портале Тульской области, министерства
сайтах органов местного образования Тульской
самоуправления, осуществляющих области
управление в Органы местного
сфере образования, сайтах ОУ самоуправления,
информационных материалов о осуществляющие
введении ФГОС основного общего управление в сфере
образования образования
ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
ТО" Руководители ОУ

2 Широкое информирование Постоянно Департамент образования
родительской общественности о министерства
подготовке к введению и порядке образования Тульской
перехода на новые стандарты области
Органы местного
самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования
ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
ТО" Руководители ОУ

3 Организация изучения Постоянно Департамент образования
общественного мнения по министерства
вопросам введения новых образования Тульской
стандартов и области
внесения дополнений в Органы местного
содержание основной самоуправления,
образовательной осуществляющие
программы основного общего управление в сфере
образования образования
ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
ТО" Руководители ОУ

4 Реализация деятельности Постоянно Департамент образования
сетевого комплекса министерства
информационного взаимодействия образования Тульской
по вопросам введения ФГОС ООО области
Органы местного
самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования
ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
ТО" Руководители ОУ

5 Обеспечение публичной Ежегодно Департамент образования
отчетности о ходе и результатах министерства
введения ФГОС образования Тульской
области
Органы местного
самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования
ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО
ТО"
Руководители ОУ

VI. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС

1 Анализ материально-технического Август 2013 г. Руководители ОУ
обеспечения введения и далее ежегодно Органы местного
реализации ФГОС ООО самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

2 Обеспечение соответствия Постоянно Руководители ОУ
материально-технической базы ОУ Органы местного
требованиям ФГОС самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

3 Обеспечение в ОУ соответствия Постоянно Руководители ОУ
санитарно-гигиенических условий Органы местного
требованиям ФГОС самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

4 Обеспечение соответствия Постоянно Руководители ОУ
условий реализации ООП Органы местного
противопожарным нормам, нормам самоуправления,
охраны труда работников осуществляющие
образовательного учреждения управление в сфере
образования

5 Обеспечение соответствия Постоянно Руководители ОУ
информационно-образовательной Органы местного
среды ОУ требованиям ФГОС самоуправления,
осуществляющие
управление в сфере
образования

6 Обеспечение укомплектованности Постоянно Руководители ОУ
библиотечно-информационного Органы местного
центра печатными и электронными самоуправления,
образовательными ресурсами осуществляющие
управление в сфере
образования

7 Обеспечение доступа ОУ к Постоянно Руководители ОУ
электронным образовательным Органы местного
ресурсам (ЭОР), размещенным в самоуправления,
базах данных различных уровней осуществляющие
управление в сфере
образования

8 Обеспечение контролируемого Постоянно Руководители ОУ
доступа участников Органы местного
образовательного процесса к самоуправления,
информационным образовательным осуществляющие
ресурсам в сети "Интернет" управление в сфере
образования


Министр образования
Тульской области
Д.В.БЫЧКОВ





Приложение 2
к приказу
министерства образования
Тульской области
от 06.06.2013 № 561

МОДЕЛЬ
СЕТЕВОГО ГРАФИКА (ДОРОЖНОЙ КАРТЫ) ОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НЕОБХОДИМОЙ СИСТЕМЫ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Направление Мероприятия Сроки Ответственные
мероприятий реализации

I. Нормативное 1. Наличие решения органа
обеспечение введения государственно-общественного
ФГОС ООО управления (совета школы,
управляющего совета,
попечительского совета) о
введении в образовательном
учреждении ФГОС ООО

2. Внесение изменений и
дополнений в Устав
образовательного учреждения

3. Разработка на основе
примерной основной
образовательной программы
основного общего образования
основной образовательной
программы образовательного
учреждения

4. Утверждение основной
образовательной программы
образовательного учреждения

5. Обеспечение соответствия
нормативной базы школы
требованиям ФГОС

6. Приведение должностных
инструкций работников
образовательного учреждения в
соответствие с требованиями
ФГОС общего образования и
тарифно-квалификационными
характеристиками

7. Разработка и утверждение
плана-графика введения ФГОС
основного общего образования

8. Определение списка
учебников и учебных пособий,
используемых в
образовательном процессе в
соответствии с ФГОС основного
общего образования

9. Разработка локальных
актов, устанавливающих
требования к различным
объектам инфраструктуры
образовательного учреждения с
учетом требований к
минимальной оснащенности
учебного процесса (например,
положений о
культурно-досуговом центре,
информационно-
библиотечном центре,
физкультурно-оздоровительном
центре, учебном кабинете и
др.)

10. Разработка:
- образовательных программ
(индивидуальных и др.);
- учебного плана;
- рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин,
модулей;
- годового календарного
учебного графика;
- положений о внеурочной
деятельности обучающихся;
- положения об организации
текущей и итоговой оценки
достижения обучающимися
планируемых результатов
освоения основной
образовательной программы;
- положения об организации
домашней работы обучающихся;
- положения о формах
получения образования
...


II. Финансовое 1. Определение объема
обеспечение введения расходов, необходимых для
ФГОС ООО реализации ООП и достижения
планируемых результатов, а
также механизма их
формирования

2. Разработка локальных актов
(внесение изменений в них),
регламентирующих установление
заработной платы работников
образовательного учреждения,
в том числе стимулирующих
надбавок и доплат, порядка и
размеров премирования

3. Заключение дополнительных
соглашений к трудовому
договору с педагогическими
работниками

...

III. Организационное 1. Обеспечение координации
обеспечение введения деятельности субъектов
ФГОС ООО образовательного процесса,
организационных структур
учреждения по подготовке и
введению ФГОС общего
образования

2. Разработка модели
организации образовательного
процесса

3. Разработка и реализация
моделей взаимодействия
учреждения общего образования
и дополнительного образования
детей, обеспечивающих
организацию внеурочной
деятельности

4. Разработка и реализация
системы мониторинга
образовательных потребностей
обучающихся и родителей по
использованию часов
вариативной части учебного
плана и внеурочной
деятельности

5. Привлечение органов
государственно-общественного
управления образовательным
учреждением к проектированию
основной образовательной
программы основного общего
образования

...

IV. Кадровое 1. Анализ кадрового
обеспечение введения обеспечения введения и
ФГОС реализации ФГОС основного
общего образования

2. Создание (корректировка)
плана-графика повышения
квалификации педагогических и
руководящих работников
образовательного учреждения в
связи с введением ФГОС

3. Разработка (корректировка)
плана научно-методической
работы (внутришкольного
повышения квалификации) с
ориентацией на проблемы
введения ФГОС основного
общего образования

...

V. Информационное 1. Размещение на сайте ОУ
обеспечение введения информационных материалов о
ФГОС ООО введении ФГОС основного
общего образования

2. Широкое информирование
родительской общественности о
подготовке к введению и
порядке перехода на новые
стандарты

3. Организация изучения
общественного мнения по
вопросам введения новых
стандартов и внесения
дополнений в содержание
основной образовательной
программы основного общего
образования

4. Реализация деятельности
сетевого комплекса
информационного
взаимодействия по вопросам
введения ФГОС основного
общего образования

5. Обеспечение публичной
отчетности ОУ о ходе и
результатах введения ФГОС

6. Разработка рекомендаций
для педагогических
работников:

- по организации внеурочной
деятельности обучающихся;
- по организации текущей и
итоговой оценки достижения
планируемых результатов;
- по использованию ресурсов
времени для организации
домашней работы обучающихся;
- по перечня и рекомендаций
по использованию
интерактивных технологий
...

VI. Материально- 1. Анализ материально-
техническое технического обеспечения
обеспечение введения введения и реализации ФГОС
ФГОС ООО основного общего образования

2. Обеспечение соответствия
материально-технической базы
ОУ требованиям ФГОС

3. Обеспечение соответствия
санитарно-гигиенических
условий требованиям ФГОС:
...

4. Обеспечение соответствия
условий реализации ООП
противопожарным нормам,
нормам охраны труда
работников образовательного
учреждения

5. Обеспечение соответствия
информационно-образовательной
среды требованиям ФГОС:
...

6. Обеспечение
укомплектованности
библиотечно-информационного
центра печатными и
электронными образовательными
ресурсами

7. Наличие доступа ОУ к
электронным образовательным
ресурсам (ЭОР), размещенным в
федеральных и региональных
базах данных

8. Обеспечение
контролируемого доступа
участников образовательного
процесса к информационным
образовательным ресурсам в
сети "Интернет"






Приложение 3
к приказу
министерства образования
Тульской области
от 06.06.2013 № 561

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(СОСТАВЛЕН НА ОСНОВАНИИ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17.12.2010 № 1897 "ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ")

Примерный учебный план образовательных учреждений Тульской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (далее - примерный учебный план), определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Примерный учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
- внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.).
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одаренных и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Для второй ступени общего образования представлены два варианта примерного учебного плана.
При проведении занятий по иностранному языку и второму иностранному языку (5 - 9 кл.), технологии (5 - 9 кл.), а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определенную примерным учебным планом максимальную учебную нагрузку.
Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.

Примерный учебный план основного общего образования

Вариант № 1


Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю

Классы V VI VII VIII IX Всего

Обязательная часть

Филология Русский язык 5 6 4 3 3 21

Литература 3 3 2 2 3 13

Иностранный язык 3 3 3 3 3 15

Математика и Математика 5 5 10
информатика
Алгебра 3 3 3 9

Геометрия 2 2 2 6

Информатика 1 1 1 3

Общественно-научные История 2 2 2 2 3 11
предметы
Обществознание 1 1 1 1 1 5

География 1 1 2 2 2 8

Основы духовно- Основы духовно- 1/0 0,5
нравственной нравственной культуры
культуры народов народов России
России

Естественно-научные Физика 2 2 2 6
предметы
Химия 2 2 4

Биология 1 1 2 2 2 8

Искусство Музыка 1 1 1 3

Изобразительное 1 1 1 1 4
искусство

Технология Технология 2 2 1 1 6

Физическая культура ОБЖ 1 1 1 3
и Основы
безопасности Физическая культура 3 3 3 3 3 15
жизнедеятельности

Итого 28,5 29 31 31 31 150,5

Часть, формируемая участниками 3,5 4 4 5 5 21,5
образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36 172

Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.) <*>


--------------------------------
<*> Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Примерный учебный план основного общего образования

Вариант № 2


Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю

Классы V VI VII VIII IX Всего

Обязательная часть

Филология Русский язык 5 6 4 3 3 21

Литература 3 3 2 2 3 13

Иностранный язык 3 3 3 3 3 15

Второй иностранный 2 2 2 2 2 10
язык

Математика и Математика 5 5 10
информатика
Алгебра 3 3 3 9

Геометрия 2 2 2 6

Информатика 1 1 1 3

Общественно-научные История 2 2 2 2 3 11
предметы
Обществознание 1 1 1 1 1 5

География 1 1 2 2 2 8

Основы духовно- Основы духовно- 1/0 0,5
нравственной нравственной культуры
культуры народов народов России
России

Естественно-научные Физика 2 2 2 6
предметы
Химия 2 2 4

Биология 1 1 2 2 2 8

Искусство Музыка 1 1 1 3

Изобразительное 1 1 1 1 4
искусство

Технология Технология 2 2 1 1 6

Физическая культура ОБЖ 1 1 1 3
и Основы
безопасности Физическая культура 3 3 3 3 3 15
жизнедеятельности

Итого 30,5 31 33 33 33 160,5

Часть, формируемая участниками 1,5 2 2 3 3 11,5
образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36 172

Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.) <*>


--------------------------------
<*> Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также внеурочную деятельность;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
направления внеурочной деятельности.





Приложение 4
к приказу
министерства образования
Тульской области
от 06.06.2013 № 561

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
(ГОСУДАРСТВЕННЫМИ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

___________________________ "____" _________________ г.
(место заключения договора) (дата заключения договора)

Общеобразовательное учреждение ____________________________________________
____________________________________________________ (в дальнейшем - Школа)
(полное наименование учреждения)
на основании лицензии № ____________, выданной_____________________________
___________________________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
на срок с "__" ________ г. до "__" _________ г., и свидетельства о
государственной аккредитации _____________________________________________,
выданного _________________________________________________________________
(наименование органа, выдавшего свидетельство)
на срок с "___" ____________ г. до "___" _________ г., в лице руководителя
__________________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании Устава, и _______________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления или учредителя)
в лице руководителя ______________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании _________________________________________________
(вид документа, удостоверяющего полномочия)
(в дальнейшем - Муниципалитет), с одной стороны и
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и статус законного представителя
___________________________________________________________________________
несовершеннолетнего - мать, отец, опекун, попечитель,
___________________________________________________________________________
уполномоченный представитель органа опеки и попечительства
___________________________________________________________________________
или учреждение социальной защиты, в котором находится
___________________________________________________________________________
нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо
___________________________________________________________________________
лица, действующего на основании доверенности,
___________________________________________________________________________
выданной законным представителем)
(в дальнейшем - Родители) с другой стороны заключили в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" настоящий договор о
нижеследующем:

1. Предмет договора

Настоящим договором стороны определяют взаимные права и обязанности по
обеспечению реализации обучающимся права на получение бесплатного
качественного общего образования следующих ступеней:
___________________________________________________________________________
(начального, основного и среднего (полного) общего образования)

2. Обязанности и права Школы

2.1. Школа обязуется обеспечить предоставление обучающемуся бесплатного
качественного общего образования следующих ступеней:
___________________________________________________________________________
(начального, основного и среднего (полного) общего образования)
в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта и с учетом запросов Родителей и обучающегося.
2.2. Школа обязуется обеспечить реализацию обучающемуся следующих
образовательных программ Школы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и
расписанием занятий.
2.3. Школа обязуется обеспечить проведение воспитательной работы с
обучающимся в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта и разрабатываемыми Школой
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
(перечень документов школы, регламентирующих воспитательную
деятельность школы)

2.4. Школа обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
2.5. Школа обязуется обеспечить, при условии соблюдения другими участниками договора принятых на себя обязательств, освоение обучающимся образовательных программ Школы.
2.6. Школа обязуется соблюдать санитарные и гигиенические требования, обязательные нормы и правила пожарной и иной безопасности, предъявляемые к образовательному и воспитательному процессу.
2.7. Школа принимает на себя ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время осуществления учебной, воспитательной и иной деятельности при нахождении обучающегося в Школе и на пришкольной территории, а также за пределами Школы и пришкольной территории, если такое пребывание осуществляется в соответствии с учебной, воспитательной и иной деятельностью Школы.
2.8. Школа принимает на себя обязательства по организации питания и медицинского обслуживания, а также, при условии отдельных соглашений, обязательства по организации охраны и доставки обучающегося в Школу и домой, по оказанию дополнительных образовательных услуг.
2.9. Школа обязуется обеспечить неразглашение сведений о личности и состоянии здоровья обучающегося и личных данных его Родителей, ставших известными Школе в соответствии с настоящим договором, за исключением случаев, когда предоставление таких сведений предусмотрено законодательством или необходимо для сохранения жизни и здоровья обучающегося.
2.10. Школа обязуется в доступной форме обеспечить ознакомление Родителей и обучающегося с учредительными документами Школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы, а также не менее чем за 7 рабочих дней информировать Родителей о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.
2.11. Школа обязуется осуществлять текущий и промежуточный контроль за успеваемостью и поведением обучающегося и в доступной форме информировать о его результатах Родителей и обучающегося.
2.12. Школа обязуется на безвозмездной и возвратной основе обеспечить обучающегося необходимыми учебниками и учебными пособиями, бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам Школы в рамках реализуемых образовательных программ.
2.13. Школа вправе требовать от обучающегося и Родителей соблюдения Устава Школы, правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.
2.14. Школа вправе в случае нарушения обучающимся Устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность, применить к обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и вышеуказанными актами. Школа обязана поставить в известность Родителей о намерении применить и о применении к обучающемуся мер дисциплинарного воздействия.

3. Обязанности и права Муниципалитета

3.1. Муниципалитет обязуется обеспечить финансирование деятельности и содержание Школы в соответствии с установленными нормативами.
3.2. Муниципалитет обязуется обеспечить по согласованию с Родителями перевод обучающегося, в том числе временный, в другое общеобразовательное учреждение в случае аннулирования или приостановления лицензии Школы, утраты Школой государственной аккредитации, реорганизации или ликвидации Школы или иных случаев приостановления или прекращения деятельности Школы.
3.3. Муниципалитет оказывает содействие Родителям и обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях, если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования в форме, выбранной Родителями и обучающимся.
3.4. Муниципалитет оказывает содействие Родителям и обучающемуся в получении общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях, если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования на родном языке, выбранном Родителями и обучающимся.

4. Обязанности и права Родителей

4.1. Родители обучающегося обязаны обеспечить условия для получения обучающимся основного общего образования и среднего (полного) общего образования, в том числе:
- обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;
- обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий;
- обеспечить обучающегося за свой счет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия обучающегося в образовательном процессе (письменно-канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т.п.), в количестве, соответствующем возрасту и потребностям обучающегося.
4.2. Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся Устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.
4.3. Родители обязаны проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Школы и воспитывать чувство уважения к ним у обучающегося.
4.4. Родители обязаны при поступлении обучающегося в Школу и в процессе его обучения своевременно представлять необходимые документы и сведения о личности и состоянии здоровья обучающегося и сведения о Родителях, а также сообщать руководителю Школы или классному руководителю об их изменении.
4.5. Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования.
4.6. Родители обязаны извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.
4.7. Родители обязаны возмещать ущерб, причиненный обучающимся имуществу Школы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. Родители вправе выбирать формы получения общего образования, в том числе семейное образование. Если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования в форме, выбранной Родителями и обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях. Родители вправе с учетом возможностей обучающегося просить обеспечить обучающемуся обучение по индивидуальному учебному плану или ускоренному курсу обучения.
4.9. Родители вправе требовать предоставление обучающемуся основного общего образования на родном языке. Если Школа не имеет условий для реализации программ основного общего образования на родном языке, выбранном Родителями и обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и обучающемуся в получении основного общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях.
4.10. Родители вправе защищать законные права и интересы ребенка, в том числе:
- получать в доступной форме информацию об успеваемости и поведении обучающегося;
- не позднее чем за месяц получать в доступной форме информацию о намерении Школы применить к обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и актами Школы, а также в течение 7 рабочих дней информацию о применении к обучающемуся мер дисциплинарного воздействия, участвовать в проведении проверки в отношении обучающегося;
- быть принятыми руководителем Школы и классным руководителем, принимать участие в заседании педсовета по вопросам, касающимся обучающегося.
4.11. Родители вправе принимать участие в управлении Школой, в том числе:
- входить в состав органов самоуправления Школы;
- вносить предложения о содержании образовательной программы Школы, о языке обучения, о режиме работы Школы и т.п.;
- в доступной форме ознакомиться с учредительными документами Школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы;
- в доступной форме получать не менее чем за 7 рабочих дней информацию о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.
4.12. Родители вправе в случае ненадлежащего исполнения Школой своих обязанностей и условий настоящего договора обжаловать действия Школы в установленном порядке учредителю Школы, органам, осуществляющим надзор и контроль в сфере образования, и в судебном порядке, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в результате ненадлежащего исполнения Школой своих обязанностей и условий настоящего договора.

5. Основания изменения и расторжения
договора и прочие условия

5.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия, ухудшающие положение обучающегося по сравнению с действующим законодательством, считаются недействительными.
5.2. Договор считается расторгнутым в случае исключения обучающегося из Школы по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении обучения, а также в случае перевода обучающегося в другое образовательное учреждение.
5.3. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и издания Школой приказа о зачислении обучающегося.
5.4. Обязательства Школы, предусмотренные пунктами 2.10 и 2.11, считаются выполненными, если они выполнены хотя бы в отношении одного из Родителей.
5.5. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

6. Подписи и реквизиты сторон





Приложение 5
к приказу
министерства образования
Тульской области
от 06.06.2013 № 561

ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОУ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В КАЧЕСТВЕ ПИЛОТНЫХ
ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ООО С 01.09.2013


Наименование Юридический Ф.И.О. Адрес Количество В них Количество Количество Количество Количество
ОУ в адрес, директора, сайта 5-х классов учащихся учителей, иных административного часов
соответствии e-mail контактный ОУ осуществляющих педагогических персонала, внеурочной
с уставом телефон образовательный работников, участвующего в деятельности,
процесс в участвующих в апробации предусмотренных
5-х классах, апробации введения ФГОС учебным планом
с разбивкой введения ФГОС ООО, с указанием
по предметам ООО, должностей
с указанием
специальностей





------------------------------------------------------------------